Более четырех десятилетий назад в пустыне на севере Туркменистана разверзнулся пылающий кратер. Основной причиной произошедшего называют аварию при буровых работах. В это удивительное и загадочное место отправилась команда исследователей, намеревающихся спуститься на самое дно наполненного огнем котла.
Создавая посреди пустынного пейзажа сюрреалистическую картину зияющего огненного провала, кратер Дарваза, также носящий имя «Врата Ада», продолжает гореть и сейчас. Детали происхождения этого уникального объекта весьма обрывочны, наиболее известная история повествует о попытке советских ученых сжечь лишние газы в зоне установки бурового оборудования. Возможно, они недооценили количество природного топлива, таящегося в недрах страны, занимающей шестое место в мире по объемам добываемого газа. Глубина образовавшегося кратера составила 69 метров, ширина – 30 метров.
В ноябре 2013 года Джордж Коуроунис, исследователь и «охотник за бурями», в рамках экспедиции, частично финансируемой каналом National Geographic, взял на себя роль первого человека, проникнувшего в глубины знаменитого кратера. В его цели входило собрать образцы почвы в нижних частях провала, чтобы установить, возможно ли существование какой-либо формы живых организмов в подобных условиях. Знания в этой сфере также могли бы пролить свет на вопрос о жизни в различных уголках вселенной. Столь эпическое погружение представлено в одной из серий документального фильма Die Trying, демонстрируемого National Geographic.
Дарваза как одно из легендарных мест на Земле всегда очаровывала Коуроуниса своей загадкой. Не до конца ясная история возникновения кратера, его ошеломительный вид и огромный исследовательский потенциал, способный помочь разрешить многие тайны нашей планеты, привлекли пытливый ум энтузиаста и подтолкнули к решению непременно заглянуть в самое сердце полыхающего чуда природы. Подобной ямы с пылающим метаном, под высочайшим давлением выбрасываемым из-под земли, больше нет нигде, поэтому исследователь направился в Туркменистан.
Экспедиции предшествовала подготовка длиной в полтора года: планировались точные действия на месте, собиралась команда специалистов, приводилась в порядок логистика всего мероприятия. Кроме того, необходимо было получить все надлежащие разрешения от властей. Будущие путешественники к Вратам Ада много практиковались перед столь ответственным марш-броском в преисподнюю: они тренировали спуск на специальным образом закрепленных веревках в ущелье. Для того чтобы выдержать испепеляющую температуру внутри кратера, исследователи предусмотрели дыхательный аппарат и специальный жаропрочный костюм из кевлара. Иные материалы в подобных условиях попросту бы расплавились. Джордж, которому предстояло спускаться, для отработки своих действий нанял координатора каскадеров, работающего на съемках приключенческих фильмов. Замысел исследователя был в том, чтобы приглашенный специалист помог ему подготовиться к погружению в чрезвычайно жаркую среду, поджигая его, одетого в защитный костюм. Кроме того, так Коуроунис стремился предотвратить приступы паники от окружающего его пламени в будущем.
Как описывает свое первое впечатление от встречи с Дарвазой Джордж: «Когда я впервые увидел всё своими глазами, у меня сложилось ощущение, что это декорации фантастического фильма. Вокруг раскинулась огромная пустыня, на которой практически ничего нет, и внезапно почва проваливается в зияющую огненную яму. Исходящий из нее жар способен испепелить все, что там окажется. Непередаваемое ощущение создается от созерцания мерцающего искаженного воздуха, поднимающегося над кратером, однако если при этом ветер дует в сторону наблюдателя – тот принимает на себя просто невыносимый тепловой массив, не позволяющий даже поднять глаза. Обязательно нужно защитить лицо хотя бы руками. Стоя на краю ямы в первый раз, я всё думал, что, возможно, фигурально выражаясь, откусил намного больше, чем могу прожевать…»
Уникальный туркменский объект открыт для посещения туристами. Любой любопытствующий может приехать к Дарвазе на личном транспорте и делать там все, что ему заблагорассудится, вплоть до прыжков в саму яму. Однако немногие выражают сильное желание посетить «Врата Ада». За время пребывания на месте членов экспедиции мимо проезжали редкие грузовики, мотоциклисты, проходили верблюды, однако заинтересованных кратером людей было всего несколько.
На вопрос: «Как ЭТО было?» Джордж восхищенно отвечает: «Заявить, что спуск показался сюрреалистичным – не сказать ничего. Это было словно путешествие на другую планету. Когда, глядя прямо вниз, делаешь первый шаг в горящую пустоту и возлагаешь все свое доверие на техническое оснащение и групповую работу тех, кто остался наверху – чувства возникают просто непередаваемые. Однако у меня не было достаточно времени на страх и волнение – столько всего нужно было сделать… Все время приходилось проверять свой уровень кислорода и состояние канатов, одновременно собирая необходимые образцы почвы. Шагать в огонь было, безусловно, жутко, но дальнейшее пребывание там окрасилось лишь восхищением от окружающей меня красоты».
Путешественник к Вратам Ада описывает происходящее в кратере, как «Колизей из огня», в котором везде, где хватает взгляда, полыхают тысячи маленьких огоньков. Звук, наполняющий пространство, подобен гулу реактивного двигателя: непрерывно «ревет» горящий под высоким давлением газ. Никакого дыма в пылающей яме не возникает, наоборот, видимость там оптимальная, почти ничто не создает помех: можно детально разглядеть каждый мельчайший язычок пламени. «Иногда я останавливал свою работу на несколько мгновений, чтобы насладиться великолепием окружающего меня зрелища. Наверху можно было различить маленькие силуэты моих товарищей на краю кратера, выглядящие лишь подсвеченными огнем пятнами. В таком состоянии я ощущал себя крайне уязвимым и небольшим», – поделился Джек.
В отношении целей спуска, то есть сбора и анализа образцов почвы, команда исследователей предполагала, что даже если не будет обнаружено никаких признаков жизни, такой результат окажется не менее информативным. Однако им несказанно повезло: среди почвенного материала кратера были найдены бактерии, которые не просто выживают, но и вполне процветают в условиях запредельно высоких температур. Но самой важной особенностью этих организмов является то, что их следов не было обнаружено на Земле где-либо еще кроме кратера Дарваза. Таким образом, можно судить, что пышущая жаром яма является для этого вида бактерий оптимальной микроэкосистемой. Несмотря на то, что находкам предстоит пройти еще много анализов, а также на факт их весьма небольшого количества, члены экспедиции преисполнены торжества от результатов своего дерзновения.
За пределами Солнечной Системы существуют планеты, условия на которых сильно напоминают огненную среду знаменитой туркменской ямы. Обнаружение организмов, предпочитающих именно такие данные для полноценной жизнедеятельности, позволяет расширить диапазон поисков обитаемых космических объектов. Разумеется, на это могут уйти многие годы, и тем не менее, с таким открытием ученые получили дополнительную надежду, побуждающую их продолжать искать жизнь во вселенной.
Что касается истории возникновения огненного кратера, как оказалось, более-менее официальные данные не являются столь однозначными, поскольку команде исследователей удалось узнать несколько альтернативных версий от старожилов и местных геологов. Так, поговаривают, что яма появилась не в 1971 году от действий советских ученых, как гласят официальные источники, а еще в шестидесятых годах и при иных обстоятельствах. Сложно полагаться на столь противоречивую информацию с учетом того, что как-либо задокументировано произошедшее не было, а в архивах не нашлось упоминаний о столь давних событиях. Так что «Врата Ада» продолжают таить множество загадок, в том числе и о своем происхождении.
По материалам nationalgeographic.com; перевод и адаптация Катрин Страшевски|Flytothesky.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий