Часто возникают вопросы - отчего в мире информационных технологий некоторые крупнейшие сделки так и остаются нереализованные, а самые перспективные продукты не развиваются дальше планов? Причина тому одна - соответствующие компании, как и их лидеры, просто не понимали, что же они упускают из своих рук. Они не могли предугадать будущее развитие событий.
В итоге, лишь незначительное изменение обстоятельство в свое время могло бы повлечь не появление ни Microsoft, ни Apple.
В альтернативном мире главным поисковым сервером был бы не Google, а Yahoo. Нашим компьютером был бы Xerox, мы бы использовали сервис CompuServe, а музыку слушали бы через RealPod. Конечно, задним числом легко оставаться умным.
В альтернативном мире главным поисковым сервером был бы не Google, а Yahoo. Нашим компьютером был бы Xerox, мы бы использовали сервис CompuServe, а музыку слушали бы через RealPod. Конечно, задним числом легко оставаться умным.
Но давайте воспользуемся нашим преимуществом и взглянем на прошедшие события в сфере информационных технологий. Расскажем ниже о 10 самых досадных упущенных возможностях в сфере высоких технологий и предположим, как они могли бы изменить наш мир.
Спасение Microsoft компании Apple. В конце 1990-х компания Apple столкнулась с большими трудностями. Продажи компьютеров Mac заметно упали. На сцену вышли их более дешевые клоны от компаний Power Computing и Radius. Компания Apple стала испытывать финансовые сложности, а стоимость акций составляла около 5 долларов. Руководство компании подыскивало нового главу, СЕО, на место Джила Амелио. В эту трудную минуту руку помощи компании протянул неожиданный друг - компания Microsoft. Она сделала финансовое вливание в размере 150 миллионов долларов. Кроме того, Microsoft пообещала продолжить разработку своего пакета офисных программ для MacOS. Переговоры вел знаменитый Стив Джобс, будущий глава Apple. Любопытно, что эта новость из его уст была встречена свистом на конференции Macworld Expo. Но это не помешало Джобсу вскоре стать временным CEO Apple. Дальнейший ход событий всем известен. Apple воскресла, став одним из мировых лидеров в IT. Чтобы было бы, если бы Microsoft не пошла на такой шаг? Вполне возможно сегодня на рынке царили бы WinPhone, музыку на них мы бы качали через WinTunes. Рынок фильмов и онлайн-музыки находился бы в застое или еще хуже - попал бы под полный контроль дельцов Голливуда. А все пользователи с нетерпением ожидали бы выхода лучшей альтернативы Windows.
Недооценка Google. В середине 1990-х годов о Google никто не знал. На тот момент самой продвинутой поисковой машиной были даже не Yahoo, AltaVista, Lycos или Hot Wired. Лидерство принадлежало поисковой системе Open Text. Именно она, как и Google сегодня, делала поиск наиболее быстро, точно, охватывая весь объем информации. В 1995 году менеджеры компании Open Text небезосновательно утверждали, что их система смогла проиндексировать каждое слово из 5 миллионов документов, которые на тот момент и составляли Всемирную сеть. В этом же году технологию поиска Open Text в свои сервисы смогла внедрить и Yahoo. Но спустя два года сотрудничества Open Text решила не продолжать больше развивать свои технологии поиска, перейдя к работе над системами управления корпоративными данными. Всего через год на сцене появился новый игрок - Google. Такой шаг компании-лидера можно считать по-настоящему ошибкой и упущенной возможностью. В Open Text на тот момент сочли, что у поисковых систем Интернета низкий бизнес-потенциал. Сейчас специалисты отмечают, что в момент своего расцвета Open Text выделялся из числа себе подобных уникальной технологией поиска, которая довольно схожа с тем, что ныне использует Google. Новый игрок вышел на рынок, отставая от всей индустрии на целых три года. На тот момент надо было оценить, будет ли компания быстро развиваться и вкладывать средства, сможет ли она обойти лидеров? Ситуация могла сложиться совсем иначе, а сам Google мог бы оказаться на ином месте. Можно с уверенностью сказать - сервисы работы с информацией в Интернете были бы другими, вряд ли появился бы и Android.
Craigslist против газет. В свое время газеты не смогли рассмотреть грозное предзнаменование. Не секрет, что газеты "умирают", а вот газетные объявления наверное уже и неактуальны. Многие считают, что главных оружием против них стал сервис Craigslist. Этот бесплатный ресурс для размещения рекламных объявлений обвиняют в том, что он выбил почву из-под ног у традиционных печатных СМИ. А ведь именно это и приносило им весомый доход на протяжении многих лет. Так, в 2005 году просевший рынок тематических объявлений принес хозяевам журналов и газет "всего" 17,3 миллиарда долларов. Но ведь с того времени такие ресурсы, как Craigslist, eBay, Amazon и Google как минимум удвоили свое присутствие на рынке. Доля же тематических рекламных объявлений в печати стала вдвое меньше. А ведь в 2005 году, когда газеты еще доминировали, консорциум печатников мог купить Graigslist. Тогда бы и ситуация на рынке была бы совсем иной. На тот момент надо было лишь уговорить на сделку создателя Craigslist Крейга Ньюмарка. Сам он в январе 2008 года рассказал, что не стоит преувеличивать роль его компании в снижении доходов газетной индустрии. Этот миф был выгоден самим газетчикам. Тот же Ньюмарк отмечает, что на сегодняшний день самой большой проблемой газет стали факты и их актуальность.
CompuServe и упущенное лидерство. Если взглянуть на нынешний Интернет, то можно обнаружить сеть, заполненную социальными сетями, интерактивными ресурсами, пользовательской информацией. Однако на самом деле это всего лишь более адаптированная к нынешним реалиям версия ресурса CompuServe, который был запущен в 1994 году. Но в свое время эта компания так и не смогла стать лидером в инновационных компьютерных технологиях, проиграв свою битву AOL и ее 50 миллиардам "бесплатных" CD. В своей книге "Как найти клиентов в мире Интернета" Грегори Кип вспоминает, что в начале 90-х информационный сервис CompuServe представлял собой внушающий набор таких возможностей, до которых другим было идти и идти. Компания имела базу лояльных клиентов, обилие информации об их вкусах, полезная база знаний и практически полное отсутствие каких-либо конкурентов в этой нише. Сервис оказался невостребованным по банальной причине - компания не хотела вкладывать в свои преимущества деньги с тем, чтобы потом монетизировать результаты. Вскоре на горизонте появился гигант AOL, предложивший единые безлимитные тарифы. Это стало весомой альтернативой почасовым расценкам CompuServe. Пользовательский интерфейс был прост, к тому же добавился и агрессивный маркетинг CD-дисков. Те клиенты, которые пользовались услугами CompuServe перешли в Интернет, его технологии компания поддерживала плохо. В 1997 году AOL приобрела полностью CompuServe, в итоге та в течении десятка лет полностью растворилась в IT рынке. Грегори Кип считает, что причина неудачи кроется даже не в одной упущенной возможности, а в целой серии ошибок. Судьба CompuServe может стать уроком о том, как может пропасть хорошая идея.
Смена курса индустрии звукозаписи. Музыкальная индустрия, как никакая, может укорять себя за упущенные возможности. В 1999 году на свет появилась файлообменная сеть Шона Феннинга "Naspter". Люди получили возможность легко обмениваться музыкой прямо в режиме реального времени. Это не могло понравиться звукозаписывающим компаниям, которые моментально подали в суд на "Napster", обвиняя ту в помощи нарушению авторским правам. СЕО "Napster", Хэнк Бери, предложил представителям музыкальной индустрии компромиссный вариант. Музыка могла распространяться в сети по принципу радио, исполнителям при этом выплачивались бы гонорары. Но этот призыв был проигнорирован. Вскоре пользователи "Napster" мигрировали в другие P2P сети, к примеру, Gnutella и Grokster. Американская ассоциации звукозаписи получила сильного врага - музыкальных пиратов. Знаковым стал 2000 год, когда сайт mp3.com запустил специальный сервис, позволяющий пользователям закачивать туда треки из личных коллекций музыки и предоставлять их другим людям. Компании звукозаписи снова выдвинули иск за пособничество в пиратстве, выиграв его. Сервис mp3.com был продан, а бизнес-модель просто изменена. Далее последовала череда исков звукозаписывающих компаний против Grokster, Morpheus, Kazaa и тысяч других музыкальных ресурсов такого рода. В результате сегодня в мире цифровой музыки правят продажи подписки на музыкальный контент и потоковые сервисы, наподобие Pandora. В свое время лидеры рынка звукозаписи проигнорировали призыв объединиться с Napster, mp3.com и другими компаниями, предоставляющими подобные услуги. Сегодня вместо судов было бы возможно контролировать продажи оцифрованной музыки, а проблема пиратства так остро бы не стояла.
Другой путь Xerox. Эта история считается классической. Более чем за 10 лет до появления персональных компьютеров под управлением Windows и Maс, задолго до микрокомпьютеров MITS Altair, существовал Alto. Это был первый в мире компьютер с пользовательским интерфейсом в виде окон. Ее разработала компания Xerox, продукт имел мышь, возможность подключаться к локальной сети и редактор текстовых документов "визивиг", устроенный по принципу "получаешь то, что видишь". Однако в далеком 1973 году рынка персональных компьютеров еще попросту не существовала, поэтому Xerox попросту не знала, что делать со своим революционным творением. Компания создала несколько тысяч таких компьютеров, которые были размещены в университетах страны. Согласно легенде в 1979 году исследовательский центр Xerox в Пало-Альто посетил Стив Джобс. Вскоре многие черты Alto проявились в первых компьютерах Apple - Lisa и Mac. Xerox со временем осознала свою ошибку, начав работы по продвижению графической рабочей станции Xerox Star. В ее основу легли технологии, разработанные ранее для Alto. Но уже было довольно поздно. Сегодня на рынке царят персональные компьютеры с Windows и Mac, а ведь все могло быть иначе.
Digital Research и Microsoft. Эта история также считается классической. В 1980 году компания IBM искала какого-нибудь разработчика дисковой операционной системы для своего нового персонального компьютера. На тот момент выбор в этом качестве Microsoft был крайне сомнительным. Даже сам Билл Гейтс подсказал компании-гиганту попробовать в качестве разработчика Гэри Килдалла из компании Digital Research. На тот момент тот уже являлся автором операционной системы CP/M для микроЭВМ. Согласно легенде Килдалл решил не рассматривать предложение IBM, в тот момент он спешил на самолет. На самом же деле все было не так - Гэри улетал на встречу с другим заказчиком, а переговоры с IBM он поручил весте жене. Та почему-то решила, что предложение "голубого гиганта" было недостаточно выгодным, отправим восвояси представителей компании. Тогда IBM вынуждена была обратиться уже к Биллу Гейтсу. Тот со своим партнером Полом Алленом быстро создал MS-DOS, в основе которой лежала разработка Тима Патерсона QDOS (от английского Quick and Dirty Operating System или "ОС на скорую руку"), которая сама была создана на базе CP/M. Как результат - предоставление IBM пользователям первого персонального компьютера как MS-DOS за 60 долларов, так и одной из разновидностей CP/M за 240. Наверное, нет ничего удивительного в том, что выжил в итоге менее дорогой продукт. А ведь до создания MS-DOS самой крупной разработкой компании Microsoft были различные версии средств программирования на Бейсике. DOS стала первой ступенькой к успеху компании, кто знает, смогла бы Microsoft стать тем, кем является сегодня, без контракта с IBM?
Война форматов дисков. В свое время компании Sony и Toshiba решили не искать компромисса в вопросе о едином формате лазерных дисков. В итоге война форматов дисков высокого разрешения дорого обошлась обеим сторонам. С одной стороны выступила Sony со своим Blu-ray, а с другой - Toshiba с ее HD DVD. Споры между могучими противниками велись еще с 2002 года, каждый поочередно привлекал на свою сторону союзников, которые обещали поддерживать именно этот формат. 2008 год стал переломным в войне, Sony буквально вонзила нож в спину противника - за 400 миллионов долларов один из главных сторонников HD DVD, компания Warner Brothers Studios, стала поддерживать именно Blu-ray. Любопытно, что такая война компаниям была не в новинку, в середине девяностых они же сражались за разные видео-форматы высокого разрешения. Тогда разногласия удалось привести к общему знаменателю, усилия были объединены. В итоге появился универсальный цифровой диск - DVD. В этот же раз обе компании упустили возможности создать единый формат дисков высокого разрешения, что привело к значительным потерям и Sony, и Toshiba. Если бы в 2002 году обе компании объединили свои усилия, то сегодня мы бы наслаждались господством дисков высокого разрешения на рынке носителей видеоконтента. Сегодня же на 1 проданный диск Blue-ray приходится целых 10 дисков DVD. Будущее же вообще принадлежит потоковому видео и системам, которые предоставляют видео по запросу пользователя.
Недооцененный iPod. Многие люди считают, что iPod придумал Стив Джобс. На самом деле это не так. В свое время он просто согласился сотрудничать с Тони Фэделлом, который осенью 2000 года не смог убедить руководство компании Real Networks в привлекательности своего изобретения. Там не оценили мысли о создании совершенно нового типа музыкального плеера. Да и бывший работодатель Фэделла, компания Philips, скептично отнеслась к таким мыслям. К тому времени рынок был насыщен MP-3 плеерами. Но концепт-модель Тони в корне отличалась от общепринятых стандартов. Его плеер был тоньше, меньших размеров, а система доставки контента давала меломанам простые способы наполнить свой плеер новой музыкой. Зато Стив Джобс прославился своей активной работой в продвижении дизайна плееров iPod. Компания Apple доработала систему доставки контента, дав ей имя iTunes. В результате около 80% рынка цифровой музыки сегодня принадлежит компании Apple. Сам Тони Фэделл проработал в отделении, разрабатывающем iTunes до ноября 2008 года. А компания real Networks все так же производит обычные плееры, но ее доходы едва ли можно сравнить с тем, что Apple получает от одного только iTunes.
Ускользнувший Facebook. В 2006 году Facebook исполнилось всего лишь два года. На тот момент многие считало, что эта социальная сеть предназначена лишь для студентов из престижных университетов. Хотя на Facebook и было зарегистрировано уже 8 миллионов человек, разве могло это сравниться со стомиллионным MySpace? Когда Марку Цукербергу, создателю Facebook, компания Yahoo предложила кругленькую сумму в миллиард долларов (а ведь в 2005 сумма, уплаченная Рупертом Мердоком, за MySpace была вдвое меньше) все советовали ему взять деньги, не раздумывая. Марк, которому на тот момент еще не было и 23 лет, согласился. Стороны подписали контракт в июне 2006 года. Но тут Yahoo опубликовала неутешительные данные о своем финансовом состоянии, и ее акции за один день рухнули почти на четверть. Чтобы сократить расходы, CEO компании, Терри Сэмел, решил сократить сумму сделки и предложил Цукербергу уже 800 миллионов долларов. На этот раз молодой человек отказался. Yahoo вернулась к первоначальным условиям через два месяца, но было уже поздно. Сегодня Facebook обладает более 600 миллионами пользователями, а стоимость компании составляет не менее 35 миллиардов долларов. Прошло всего несколько лет, а Yahoo, сменив несколько директоров, все так же борется за выживание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий