вторник, 7 апреля 2015 г.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ, ПОНЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ЛЕГЕНДЫ РУНЕТА



Кто придумал Рунет


Сегодня — очередной юбилей Рунета. 21-я годовщина со дня его создания и третий год целенаправленного уничтожения.

Полезно в этой связи вспомнить, откуда есть пошёл сам термин «Рунет».

Если вам скажут, что его выдумал я — не верьте. Когда он появился 19 лет назад, неологизм казался мне отвратительным возвратом к унылой традиции советских аббревиатур, и я немало сил приложил к отговариванию публики от его использования. Но увы, money talks. Впрочем, по порядку.

Термин «блог» был введён в англоязычный обиход в апреле-мае 1999. Но блоги и блоггеры существовали задолго до этого времени.
В частности, русская блогосфера началась в апреле 1996 года с моего блога «Наши сети».
Он был онлайн-версией ежедневной колонки в тель-авивской газете «Вести», где я рассказывал о новых сайтах, сервисах и возможностях Сети.
Зачем я это делал, не знал никто. Включая главреда Э.С. Кузнецова, давшего добро на создание рубрики со словами «Да похуй, о чём ты там пишешь, только 5 раз в неделю присылай». Интернетом в ту пору ни один сотрудник редакции не пользовался. Но некоторые коллеги догадывались, что рано или поздно им придётся вникать, и они вырезали из газеты мои колонки на чёрный день.

К концу 1996, когда появились на свет «Вечерний Интернет» и Паравозов-News, русскопишущих блоггеров в Интернете насчитывалось уже несколько десятков — от Делавэра до Австралии. Они называли свои блоги колонками, обозрениями, обзорами, веб-обзорами и вебозрениями. И этим довольно точно описывался жанр: все писали о новых сайтах, сервисах и возможностях Сети.

Понятно, что в диапазоне от Делавэра до Австралии пупом «русского мира» была середина этого расстояния. То есть Израиль и конкретно Рамат-Ган, расположенный строго между Гиватаимом (два холма) и Петах-Тиквой (буквально: Ворота Надежды) — где ж ещё размещаться пупку. И впрямь, в Израиле концентрировалось некоторое квалифицированное большинство читаемых русскопишущих блоггеров. Двое из них независимо друг от друга придумали и стали активно внедрять слово РУНЕТ.

Одного из парней звали Мик Гур. Он потом вернулся в Россию под именем Михаила Леонидовича Гуревича, стал вице-президентом РБК, создал газету «Утро» и холдинг «Медиа Мир», теперь инвестирует в какие-то стартапы.
Другого звали Раф Асланбейли aka Великий Дядя.
Он в Россию вернуться никак не мог, поскольку не уезжал из неё, будучи этническим турком из Баку.
Так что живёт по сей день в том самом Рамат-Гане.

Раффи придумал термин РУНЕТ — для обозначения сайтов, использующих русский язык, независимо от домена.
Потом Мик Гур его популяризовал в своей радиопередаче об Интернете на «Седьмом канале».
Мне название не нравилось, но я о нём писал в «Вечернем Интернете», повышая brand awareness.
К 1999 году, когда Раффи забросил блог, а Гуревич переехал в Москву, «Вечерний Интернет» остался главным адресом, откуда люди узнавали слово «Рунет», так что меня стали ошибочно называть его автором. Я сперва отпирался, но потом подоспела подмога.

В феврале 2000 года целый инвестфонд, увлекшийся Интернетом, вынес РУ-Нет себе в название. 
Этот фонд сперва инвестировал 1,8 млн долларов в Озон, потом купил 35,72% Яндекса за 5,28 млн долларов.
Сегодня 35,72% Яндекса стоят 1,836 млрд долларов, а год назад, они стоили и вовсе $4,86 млрд.
Так что слово РУНЕТ стало охраняемым брендом раньше, чем сам Рунет научился зарабатывать копеечку.
И очень задолго до того, как его инвесторы научились нести миллиардные (в долларах) политические убытки. Лиха беда начало - то ли ещё будет?!!


Комментариев нет:

Отправить комментарий