суббота, 10 октября 2015 г.

НАСА отдало венчурные контракты на запуск малых спутников трем стартапам


Американское космическое агентство огласило результаты конкурса на распределение контрактов на запуски микроспутников общей стоимостью $17,15 млн долларов. Из этой суммы $6,95 млн достанется американскому подразделению новозеландской компании Rocket Lab, которая разрабатывает ракету-носитель «Электрон» грузоподъемностью 110 кг. Еще $5,5 млн получит техасский стартап Firefly Space Systems с ракетой Firefly Alpha (до 400 кг). Оставшиеся $4,7 млн отойдут Virgin Galactic британского миллиардера сэра Ричарда Брэнсона. Virgin Galactic планирует создать легкую ракету Launcher One грузоподъемностью до 400 кг, стартующую с самолета White Knight Two.

Небольшие венчурные контракты являются обычной для НАСА формой поддержки перспективных направлений развития ракетно-космической отрасли. 6 октября в газете «Ведомости» была опубликована статья основателя спутникостроительной компании Dauria Aerospace Михаила Кокорича на связанную тему. Предприниматель считает, что для создания инновационной космонавтики Роскосмосу следует поддерживать государственными контрактами молодые частные компании. Это мнение имеет под собой весьма солидные основания.

Космическая отрасль по объективным причинам сильно монополизирована государством. Космонавтика условно разделяется на военную, научную, пилотируемую и прикладную. И только в прикладной космонавтике заказчиками могут выступать частные компании. Поэтому облик космической отрасли везде – в том числе в США – определяется там, как и на что государство тратит деньги. Государство решает, как распределить госзаказ, какие мелкие компании поддержать небольшими заказами на научно-исследовательскую работу и, наконец, кому дать гранты.

Самым показательным примером является SpaceX. Это компания, уже сумевшая добиться значительных успехов на коммерческом рынке. С начала 2014 года она осуществила шесть пусков ракет по коммерческим заказам. Главный конкурент SpaceX – французская компания ArianeSpace – осуществила 10 коммерческих пусков ракеты «Ариан 5» (с учетом наполовину государственного запуска 15.07.2015). Третий конкурент, принадлежащая Центру им. Хруничева американская компания ILS, за тот же период времени лишь трижды вывела на орбиту коммерческие спутники (с учетом наполовину государственного запуска 28.04.2014) на ракете-носителе «Протон-М». Таким образом, SpaceX стала одним из крупнейших в мире операторов космических запусков. До нее американские компании на этом рынке практически отсутствовали, т. к. американские ракеты-носители предыдущих поколений оказались неконкурентоспособны из-за своей стоимости.

Где бы SpaceX была, если бы НАСА не решило, что американское государство должно поддержать появление новых ракетно-космических компаний? Вероятно, она закрылась бы 6-7 лет назад из-за нехватки собственных и инвесторских средств. Ракета Falcon 9, сейчас коммерчески успешная, создана на государственные деньги. Корабль Dragon создан на государственные деньги. Да, сейчас SpaceX зарабатывает на частных заказах, но этого бы не было без заказов, полученных от НАСА на этапе становления компании.

Есть еще один пример. Компания Bigelow Aerospace много лет озвучивает намерение построить собственную низкоорбитальную космическую станцию для туристов и для проведения исследований в невесомости. Расчеты показывают, что такой проект, теоретически, может быть прибыльным. Однако эти расчеты учитывают стоимость эксплуатации, но не стоимость развертывания станции. Космический комплекс нужно вывести на орбиту и собрать, а это требует немалых средств. Космическая отрасль – отрасль с очень большой стоимостью «входа» на рынок, с медленной окупаемостью и высокими рисками. Даже крайне активные американские инвестиционные фонды не финансируют настолько крупные космические проекты, как станция Bigelow. Единственная надежда компании – все тот же госзаказ. Это надежда на то, что после МКС НАСА не захочет полностью уходить с низкой орбиты Земли и профинансирует приход на нее частников – точно так же, как сейчас НАСА финансирует разработку частных кораблей и ракет-носителей для снабжения МКС. Если будут эти корабли, если будет станция Bigelow – космический пилотируемый бизнес, вполне возможно, однажды сможет существовать без государства. Но космический пилотируемый бизнес точно не сможет появиться самостоятельно.

Россия не является исключением или особым случаем. Если государство не будет поддерживать молодые фирмы, мы продолжим делать дорогие ракеты и космические аппараты, которые не могут отработать на орбите заявленный срок.


White Knight Two Ричарда Брэнсона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий