Системные координаты: увы, их много.
Когда лягушка сказала "X=10" во вселенной систем, как понять -- о чём это она? Для этого нужно:
1. узнать уровень целевой системы в системной холархии: к какой части какой системы относится это высказывание?
2. понять модальность высказывания (она верит, что X=10, или что X=10 просто существует, или X обязан быть 10, или X просто когда-то был или потом будет 10?)
3. понять, о какой стадии жизненного цикла идёт речь, к какой практике относится X.
4. понять, о каком моменте в проекте идёт речь, к какой задаче и какому времени относится это высказывание
5. разобраться, о компоненте или модуле, или месте в пространстве, или ещё о каком именно системном объекте идёт речь, для этого
6. понять интерес (concern) лягушки, не будет же она квакать просто так! Кто такая лягушка, разбирается ли она в X и его значениях? Что ей должно быть надо как стейкхолдеру (грубо говоря: "сколько стоит X? -- а мы покупаем или продаём")? А как какой стейкхолдер она вдруг сказала про этот X, не заговорила ли лягушка из совершенно другой роли, нежели от неё ожидается в проекте?
И уж потом только предпринимать какие-то действия: что-то немедленно сделать с какой-то (необязательно целевой) системой, или успокоить лягушку каким-то точно выбранным фактом, или резко возразить по существу вопроса, или принять к сведению и расслабиться, или задуматься над обнаружившейся в связи с этим высказыванием проблемой, или...
Системный подход сначала учит в явном виде находить эти системные координаты для каждого высказывания, и только потом действовать. Поначалу удерживать все эти координаты в мышлении и общении удаётся только по одной, потом по две, три и т.д. -- но только при напряжении сознания. А потом навык становится автоматическим, и это начинает проходить незаметно для практикующего. Но окружающим системность мышления становится видна: действия практикующего становятся всё точнее и точнее, экономней и экономней. Ибо перед каждым действием удаётся прицелиться: найти в многомерных системных координатах точку приложения усилий.
Одновременно удерживать во внимании столько разных координат очень трудно, на это и нужны долгие тренировки. Но овчинка стоит выделки: системность мышления именно в этом. Системное мышление не талант, это вполне тренируемый навык. Хотя, конечно, к системному мышлению тоже может быть талант, чего уж там. Но как обычно -- в мастерстве 30% таланта, 70% тренировки. И натренированный бесталанный может мыслить более системно, чем нетренированный талант. Регулярно с таким встречаюсь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий