четверг, 5 ноября 2015 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ


Россия вплотную подошла к реализации идеи «разбавления» сырьевых доходов наукоемким экспортом. В октябре 2015 года эксперты Совета по модернизации экономики и инновационному развитию подготовили, а правительство утвердило подробные проекты (так называемые дорожные карты) «Национальной технологической инициативы». 

Эта масштабная программа освоения новых международных рынков на базе хай-тека включает в себя четыре составляющих: «АэроНэт», «АвтоНэт», «МариНэт» и «НейроНэт», которые, как нетрудно понять по названиям, подразумевают развитие нейротехнологий и создание отечественного беспилотного транспорта — автомобильного, авиационного и морского.

Таким образом, вытеснение людей с давно ставших привычными рабочих мест становится трендом и в России. Все четыре программы будут запущены уже в следующем году, на их реализацию пока выделяется 10 млрд рублей. Чтобы межведомственное согласование шло с минимальными проволочками, проект «НейроНэт» поручено взять под контроль Минобрнауки, а остальные три — Минпромторгу. Рассмотрим подробнее каждую из программ. 

БПЛА «Форпост»

На каком этапе сейчас находится их развитие, какую экономическую выгоду они нам сулят и с кем стране придется соперничать за место под солнцем глобального рынка?

«НейроНэт»

Планы и перспективы. Доля РФ на рынке нейротехнологий — пока всего 0,05%, но к 2035 году ее предполагается увеличить до 2,5%. Даже столь скромный показатель не означает, что работа в этом направлении бесперспективна. По оценке экспертов, к этому времени глобальный рынок вырастет до $1,8 трлн, а значит, даже контроль 1% принесет стране миллиардные прибыли.

Конкуренты. Лидерами области пока являются американцы. Весной 2015-го нейрофизиологи из Массачусетского технологического института сообщили об отработке технологии обмена информацией между компьютером и человеческим мозгом. Для этого используется изобретение, выглядящее как леска толщиной в человеческий волос; на деле же это пучок органических волокон, обеспечивающих 7 каналов передачи информации. По словам авторов проекта, устройство позволяет лечить пораженные участки мозга.

Исследовательская группа нейрофизиолога Джона Донахью из Брауновского университета города Провиденс весной 2012 года продемонстрировала роботизированный протез руки, управляемый силой мысли. Участники эксперимента, парализованные мужчина и женщина, настолько хорошо управлялись с механической конечностью, что сами наливали себе кофе.

В 2014-м нейрофизиологи Центра Уотсворта города Олбани создали нейроинтерфейс для набора компьютерного текста без прикосновения к клавиатуре. В основе — также глубокое сканирование электромагнитной активности мозга и преобразование биологических сигналов в цифровой код.

Дальнейшее развитие этих технологий открывает возможности создания киборгов, военных и гражданских роботов, управляемых силой человеческой мысли.

Успехи России. Похвастаться столь же прорывными изобретениями российские ученые пока не могут, но ситуация уже начала меняться: на нейротехнологии обратили внимание государство и бизнес. Об этом, например, говорит то, что работу команды, готовившей дорожную карту «НейроНэт», возглавлял не чиновник, а Андрей Иващенко, глава совета директоров группы компаний «ХимРар».

Популяризацией направления занимается специальная группа «Нейротехнологии», созданная несколько лет назад при Минобрнауки. Серьезные исследования ведутся в научно-исследовательских центрах РАН. «Фишкой» своих исследований нейротехнологи хотят сделать раннюю диагностику и лечение болезней Паркинсона и Альцгеймера. Работа сулит в том числе и хорошую прибыль: умные люди готовы платить за то, чтобы избежать слабоумия. Пока фундамент грядущей нейрореволюции лишь закладывается, настоящий взрыв развития таких технологий ожидается в 2030-е годы.

«АэроНэт»

Планы и перспективы. К 2035 году, согласно дорожной карте, в небе над Россией должно появиться не меньше 100 тысяч беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Большинство из них будут гражданскими транспортниками. Объем глобального рынка к этому моменту оценивается в $200 млрд; доля РФ должна составить $40–45 млрд.

Конкуренты. Лидеры сферы беспилотной авиации — Израиль и США: они контролируют 92% мирового рынка. Американцы, правда, создают в основном дорогие дроны для собственных нужд, а вот израильтяне 80% аппаратов отправляют на экспорт (в 49 стран мира, в том числе и в РФ), приспосабливая их под любые задачи и бюджет покупателей. С 2005 года по 2013-й Израиль продал беспилотников на $4,6 млрд.

В тени лидеров пока держатся Великобритания и Китай. Правда, китайцы и в этой сфере верны себе: продают много, дешево и всем желающим. Китайские аппараты Wing Loong отлично конкурируют с американскими машинами: с MQ-1 Predator — по размерам и грузоподъемности, с MQ-9 Reaper — по технической оснащенности. Стоят же они всего $1 млн за штуку, тогда как Reaper — $30 млн.

Специалисты исследовательской компании Forecast International прогнозируют, что в следующие 10 лет китайские беспилотники займут 50% глобального рынка: их, что называется, будут с руками отрывать военные ведомства 35 стран, покупающих у Пекина оружие. Особенно заметным будет доминирование китайской авиации в Африке и Пакистане.

В целом, по оценке американских специалистов, в период с 2014 по 2023 год в мире будет произведено 41 800 БЛА. Объем заказов оценивается в $10,5 млрд. Из них $5,67 млрд достанется китайскому производителю AVIC, $2,5 млрд — ведущему производителю американских дронов Northrop Grumman.

Успехи России. В РФ производится несколько десятков типов БЛА, большинство из которых относится к классу мини-беспилотников. Весной 2015-го госкомпания «Ростех» признала, что Россия отстает от мировых стандартов строительства беспилотных аппаратов. Ликвидировать отставание, по мнению специалистов компании, удастся к 2022 году. К этому времени наша доля в мировом производстве дронов должна составить 5%.

По техническим возможностям наши аппараты не уступают зарубежным. Самыми совершенными считаются тактические разведчики «Орлан-10» и «Дозор-600»; последний относится к тяжелым ударно-разведывательным машинам. Производится в РФ и израильский беспилотник Searcher MkII, разработанный Israel Aerospace Industries. В России эта машина получила название «Форпост», выпускается она на Уральском заводе гражданской авиации. Не исключено, что выпускаются у нас и совершенно засекреченные модели. По крайней мере, в этом уверены турецкие военные.

В планах на 2015–2016 годы — создание собственного пятитонного дрона, а к 2018 году должен быть сконструирован 20-тонный ударный беспилотник, сопоставимый по возможностям с пилотируемым самолетом.

Примечательно, что производством дронов заинтересовался концерн «Калашников»: в феврале 2015-го производитель всемирно знаменитых автоматов договорился о покупке 51% акций одного из ведущих российских производителей БЛА — компании ZALA Aero.

«МариНэт»

Планы и перспективы. Корабли-роботы пока не получили столь широкого распространения, как беспилотные самолеты. Это связано прежде всего с тем, что морским безэкипажным судам все равно требуется дорогая портовая инфраструктура. Ни одного гражданского безэкипажного судна в мире пока не существует, а значит, пробиться на рынок российским производителям несколько проще, чем отвоевать место у производителей БЛА. Рынок морских перевозок оценивается сейчас в $375 млрд.

В рамках программы «МариНэт» во Владивостоке будет запущен пилотный проект цифровой навигации и начнется отработка технологии управления кораблем без присутствующих на борту моряков. Спуск на воду первого российского гражданского безэкипажного судна запланирован на конец 2021 года. На реализацию проекта предполагается выделить миллиард рублей.

Конкуренты. Интенсивные работы по созданию роботизированных сухогрузов и контейнеровозов ведет британская Rolls-Royce. Инженеры из отдела Blue Ocean рассчитали, что если убрать с корабля все системы и помещения, необходимые для людей, то дистанционно управляемое судно выходит на 5% легче обслуживаемого экипажем аналога. Существенна и экономия по топливу: 10–12%. Но главное, на чем позволят экономить безэкипажные корабли, это плата морякам: пока 44% расходов на морские транспортировки уходит на зарплату экипажа.

Военный вариант безэкипажного корабля уже есть у израильтян: Israel Aerospace Industries разработала сторожевой корабль Katana, который можно использовать для охраны буровых платформ, входов в порты, акваторий военно-морских баз и патрулирования территориальных вод. Katana действует в двух режимах: как дистанционно управляемое вооруженное судно и как полностью автономный робот.

Разумеется, и Штаты не могли проигнорировать это направление: за последние годы было испытано несколько вариантов безэкипажных патрульных судов, в частности судно Unmanned Influence Sweep System, предназначенное для поиска мин.

Аналогичный корабль разработала и французская компания ECA. Ее детище — Inspector — одно время прочили в состав вооружения перспективного российского тральщика проекта 12 700 «Александрит».

Успехи России. В 2013 году российское ООО «Мнев и К» смогло предложить Минобороны комплекс «Тайфун», оказавшийся совершеннее французского. Работы над ним велись с 2005 года. В 2014-м российские конструкторы связали системы управления «Тайфуна» и БПЛА «Орлан-10», в результате чего был получен чрезвычайно эффективный комплекс воздушно-морского оружия. В ценовом плане российский корабль также выигрывает у французского аналога: в самом дорогом варианте «Тайфун» будет стоить около 350 млн рублей, тогда как цена «Инспектора» доходит до 10 млн евро (750 млн рублей).


Предлагаемый облик безэкипажного катера «Тайфун»
«АвтоНэт»

Планы и перспективы. По оценке консалтинговой компании IHS, к 2035 году в мире будет эксплуатироваться около 54 млн автономных автомобилей. Объем продаж составит 11,8 млн «автороботов» в год. Половина из них вообще не будет иметь механизмов ручного управления.

К 2035-му ожидается достижение полной автономности автотранспорта: объем глобального рынка беспилотных авто составит порядка $3 млрд, а к 2050 году машины-автопилоты должны оставить обычные в явном меньшинстве.

Конкуренты. Первые поездки машин с компьютерным управлением были совершены еще в начале 1990-х. Над созданием автобеспилотников в той или иной мере работают все ведущие игроки мирового автопрома: BMW, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Mercedes, Nissan, Toyota, Volkswagen, Volvo.

В 2012 году в штатах Невада, Флорида и Калифорния было разрешено движение автономных машин по дорогам общего пользования. Лицензию на разработку и апробацию таких авто получила корпорация Google.

В 2013-м примеру американцев последовали британцы: исследователи Оксфордского университета совместно с Nissan начали испытывать на обычных дорогах беспилотную версию электрокара Leaf. Его система управления и навигации пока стоит дорого — около 5000 фунтов стерлингов ($7,7 тысячи), однако, по расчетам разработчиков, за 10 лет она должна подешеветь до 100 фунтов.

В Китае работу по созданию автономных машин решил взять в свои руки холдинг Alibaba Group, крупнейший в мире оператор электронной коммерции. Совместно с госкорпорацией SAIC Motor Alibaba инвестировала миллиард юаней в создание автомобилей, управляемых через Интернет. Первый образец должен быть представлен в 2016 году.

По Лондону в феврале 2015-го начали в экспериментальном порядке курсировать роботы-такси — LUTZ Pathfinder компании Transport Systems Catapult. Также британское правительство выделило около $29 млн на поддержание еще четырех производителей беспилотных машин.

А мэрия шведского Гетеборга в 2013 году заключила первый массовый контракт на поставку автономных авто: 100 машин было заказано компании Volvo для использования опять-таки в качестве городских такси. Поставки должны начаться в 2017 году; стоимость контракта составила 56,3 млн евро.

Успехи России. В 2010 году конструкторское бюро «Аврора» показало прототип беспилотной «Газели». В феврале 2015-го о начале работ над созданием беспилотного грузовика заявил КамАЗ. Проект будет реализовываться совместно с компанией Cognitive Technologies, российским производителем программного обеспечения. Стоимость проекта — 17–18 млрд рублей. Работающий прототип компании собираются показать уже к концу 2015 года, а в 2016-м робот-грузовик будет испытываться на площадках КамАЗа. В серию машину планируется запустить к 2020 году.

Беспилотная «ГАЗель»

Мозги вместо мозолистых рук

Подытоживая рассказ о перспективах «Национальной технологической инициативы», можно с уверенностью заявить: Россия в данном вопросе избрала верный и, вероятно, единственно выигрышный для себя путь. Не секрет, что в нашей стране наблюдается постепенное старение населения: относительный демографический рост начался лишь в последние годы. В долгосрочной перспективе это сулит государству кадровый голод: армии будет не хватать солдат, вузам — студентов, промышленности — рабочих.

В условиях отсутствия технологий это может обернуться едва ли не экономической катастрофой. Но развитие наукоемких отраслей и создание роботизированных систем полностью меняет ситуацию. Будучи готовой заменить привычные рабочие руки креативными мозгами инженеров, операторов дистанционно управляемой военной и гражданской техники, Россия и в XXI веке останется одной из ведущих держав мира.


Виктория Фоменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий