суббота, 26 ноября 2016 г.

Как Стив Джобс сконструировал новую цивилизацию.

Как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. А я взялся. И даже изготовил два поста, в которых пообещал рассказать (коротенько, минут так на 40) о том, как Стив Джобс сотоварищи сконструировал новую цивилизацию. В подтверждение даю цинк на два первых поста: раздва.

Уже после первого поста этого цикла, по неясной мне причине обнаружилось, что есть люди, которые почему-то не любят Стива Джобса. Мне это совершенно непонятно. Я, допустим, могу понять, почему кто-то не любит того или иного политического деятели. Ибо политические деятели, они – такие – запросто могут начать войну или устроить ещё что-нибудь эдакое. Поэтому с ними надо держать ухо востро и далеко не все политические деятели вызывают любовь. А некоторые даже вызывают негодование, доходящее до ненависти.

Но Стив Джобс?! За что его-то кто-то может так люто ненавидеть, что аж спать не может, если кто-то другой (я, например) относится к Стиву Джобсу с симпатией. Мне это совершенно непонятно. Но факт есть факт – есть такие странные товарищи. Однако несмотря на то, что кому-то Стив Джобс и продукция основанной им компании Apple, что называется, как кость в горле, я всё же продолжаю свой рассказ. Начну издалека. Очень-очень издалека.


Первый программируемый электронный компьютер Mark-I, построенный в 1944 году в Англии, содержал около 750 тысяч деталей, 3000 реле и более 800 км проводов. При этом он не имел ни клавиатуры, ни дисплея. Информация (данные) в него вводилась с перфоленты, движущейся со скоростью 12 метров в секунду. А программирование выполнялось весьма замысловато: при помощи выключателей и разъёмов на передней панели.

Другой пример. В 1946 году компьютер ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer) строили (в буквальном смысле слова) 200 человек. Машина состояла из 18000 электровакуумных ламп и 1500 реле, весила 30 тонн, занимала 300 кв. метров площадей и потребляла 140 киловатт электроэнергии. 6000 многоканальных выключателей и километры кабелей обеспечивали программирование этого чуда техники. ENIAC не имел не толь ко дисплея, но даже клавиатуры.

На фото: программирование компьютера ENIAC.

Да никому и в голову такая нелепая затея – подключить к вычислительной машине печатную машинку – не приходила в голову. Возможно камнем преткновения первоначально было то, что печатная машинка, как таковая, представляла из себя законченный агрегат, то есть клавиатура (устройство ввода) и головка печати (устройство вывода) были единым целым. Поэтому инженерная мысль должна была «оторвать» от печатающей машинки клавиатуру как таковую и каким-то образом прилепить её к ЭВМ для ввода информации.

Немецкий ювелир и по совместительству первопечатник Иоганн Гуттенберг.

Идея автоматизировать составление насчитывает не один век. В Европе ещё середине XV века немецкий ювелир Иоганн Гуттенберг изобрёл способ печати книг. На Руси дело книгопечатания началось на век позже – в 1553 году по приказу Ивана Грозного (который накануне посоветовался с митрополитом Макарием) в Москве был построен Печатный двор, в котором трудился Иван Фёдоров; пока не убежал в Польшу (вернее, в Великое княжество Литовское, которое тогда объединяло и Литву, и Польшу, и то, что сегодня называется Украиной, и даже русский Смоленск).

Века спустя человеческая мысль билась над упрощением печати. Для печати целой книги имеет смысл содержать целый печатный двор – с этим сложно спорить, – а вот если требуется напечатать какое-нибудь личное письмо?

Утверждают, что первая печатная машинка для личных целей была изобретена в 1714 году неким Генри Миллом, но до настоящего времени в каком бы то ни было виде не дошла. А уже в 1808 году некий итальянец Пеллегрино Турри изготовил печатную машинку собственной конструкции для графини Каролины Фантони де Фивиззоно. Мадам де Фивиззоно не могла писать письма от руки из-за болезни, и машинка требовалась для того, чтобы она могла вести переписку с друзьями. Однако и этот образец инженерной мысли гениального и заботливого итальянца не сохранился.

Ещё через двадцать лет – в далёком 1828 году – житель Детройта Уильям Барт создал собственную «альтернативную» печатную машинку. Было заявлено, что при помощи этой новинки человек может писать текст так же быстро, как и при помощи обычного пера. Почему прибор не стал популярен, история умалчивает. Возможно дело было как раз в неудобстве использовнаия.

Изображение печатной машинки Уильяма Барта (патент 1829 года).

А вот в Дании пастор Маллинг Хансен изобрёл очень сложную печатную машинку с 52 клавишами. Прибор больше напоминал игольник, чем печатную машинку в современном понимании.

Печатная машинка Хансен (1870 год)

Говорят, сам великий Фридрих Ницше получил одну из таких машинок на Рождество от матери и сестры, что, возможно, стало причиной переоценкой им всех ценностей. Включая и ценность рукописного письма.

Улучшенный вариант машинки Хансена (1878 год)

Первая работающая и тиражируемая печатная машинка была создана американцем Кристофером Шоулзом, издателем. В 1867 году он разработал первый вариант клавиатуры, в которой клавиши располагались в два ряда. Однако такая схема приводила к периодическому «зависанию» – рядом расположенные рычажки, к которым крепились литеры, иногда сцеплялись.

На фото: Печатная машинка Кристофера Шоулза.

Экспериментируя так и эдак с расположением клавиш, Шоулз в конце-концов набрёл на трёхрядную раскладку QWERTY. И если у вас под рукой имеется настольный компьютер или ноутбук, то взглянув на раскалуд его клавиатуры вы не можете не удивиться, обнаружив, что это – QWERTY. Да-да. В современных персональных компьютерах (а по наследству от них и в смартфонах), применяется появившаяся в XIX веке раскладка QWERTY.

А вот у нас использовалась т.н. ЙЦУКЕН-раскладка, которая появилась ещё в 1909 году. Латинские символы располагались на этой клавиатуре в соответствии с кириллическими, например, К и К, С и S, Д и D и т.д. Но это я немного забежал вперёд.

В 1873 году Шоулз выпустил первую печатную машинку под названием Remington No1. В 1878 году была выпущена улучшенная версия Remington No2, в которой расположение клавиш было несколько модифицировано и окончательно приобрело современный вид, известный любому владельце компьютера или мобильного устройства, в котором реализована эта раскладка.

На фото: Кристофер Шоуулз со своей улучшенной печатной машинкой, с первой клавиатурой раскладки QWERTY.

Таким образом, чисто теоретически уже можно было создавать компьютер с клавиатурой. Но с компьютерами дело застопорилось по независящим от создателей клавиатур обстоятельствам. Да и говоря без обиняков, механическая клавиатура – это не совсем то, что нужно для компьютера. Однако технология на месте не стояла.

В 1846 году некто Роял Хаус запатентовал прообраз телетайпа – 28-клавишную клавиатуру, чем-то сродни пианино. Штуковина предназначалась для передачи кода Морзе по проводам и одновременной распечатки передаваемого сообщения.

На фото: Улучшенный вариант телетайпа Хауса, разработанный компанией Siemens & Halske для русской телеграфной сети, Санкт-Петербург.

Между прочим, в 1853 году немецким предпринимателем Карлом Генрихом фон Сименсом в Санкт-Петербурге был создан филиал электротехнической компании Siemens&Halske (будущая известная всем Siemens). Сименс заключил контракт с русским правительством на создание в России телеграфной сети. Работы по созданию сети начали в 1880-х годах. Для этой сети компания использовала вариант телетайпа Хауса. За свою работу Карл фон Сименс даже получил в 1895 году благодарность русского царя Николая II.

По иронии истории во время Второй мировой войны на заводах компании Siemens&Halske, в частности на её заводе в Освенциме, активно использовался рабский труд заключённых концлагерей, в том числе советских военнопленных.

На фото: заключённые концлагеря Освенцим в цеху завода компании Siemens, Бобрек, 1944 год.

Но продолжу. В 1853 году свою версию печатающего телеграфного аппарата предложил американец Дэвид Хьюз. Человеческая мысль бурлила, пока в 1930 году не появилось устройство, получившее название телетайп. Первые такие системы появились в Германии и Англии, а позднее и в США и обозначались названием Telex (TELEgraph EXchange). Устройство представляло из себя хитрую конструкцию, в которой воедино были соединены: телеграфный аппарат, QWERTY-клавиатура и диск для набора номера, как на телефоне.

На фото: классический Telex.

На повестке дня встал вопрос о том, как это всё хозяйство приспособить к потребностям ЭВМ.

Одна из первых попыток сопряжения телетайпа и компьютера восходит к 1956 году, когда калифорнийская компания Librascope запустила в продажу компьютер LGP-30. Это был весьма миниатюрный (для того времени) компьютер – он весил всего 330 кг. Несмотря на то, что телетайп этой машины был оборудован QWERTY-клавиатурой, ввода данных непосредственно в компьютер ещё не было. Оператор набирал данные на перфоленте. А уже с перфоленты осуществлялся ввод в память LGP-30. Вывод данных осуществлялся через печатную машинку (которая также была составной частью телетайпа ещё с незапамятных времён). А вот команды вводились с клавиатуры – и это был существенный прогресс. Консультантом при создании LGP-30 был Стэн Френкель (Stan Frankel), один из первых программистов ENIAC

На фото: операторы болтают о всяких пустяках, вместо того, чтобы работать на компьютере LGP-30.

Эта система (и аналогичные ей) стали прообразами того, что позднее назвали терминалом, то есть устройством удалённого ввода команд в компьютер (фактически, устройство управления компьютером).

Другой составляющей будущей компьютерной клавиатуры стали т.н. keypunches или клавишные устройства для перфорирования. Ну или по простецкому – перфораторы (не путать с перфораторами, использующимися сегодня в строительных работах, которые так достали всех окружающих). Компьютерные перфораторы – и это наверное понятно – перфорировали перфокарты.

Перфокарты, как идея (и реализация) появились ещё в эпоху Наполеона Бонапарта.

Изобретатель Жозеф Мари Жаккар.

В 1804 году французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар разработал способ быстрого изменения режима работы ткацкого станка при переходе к новому узору. Для чего им были использованы специальные карты с пробитыми отверстиями – перфорациями; сами карты были названы перфокартами.

На фото: ткацкий станок Жаккара.

В 1884 году американский инженер Герман Холлерит запатентовал машину для переписи населения – табулятор. Данные в этой машине хранились на перфокартах. Перфорации пробивались при помощи специального устройства – пантографа.

В 1911 году некто Герман Холлерит продал свою фирму по производству табуляторов и после этого она стала называться Tabulating Recording Co. Чуть позже, 14 февраля 1924 года, эта фирма сменила свое название и стала называться International Business Machines, сокращённо – IBM.

В 1949 году фирма IBM анонсировала перфоратор IBM 024 и его улучшенную версию IBM 026. Дизайн этого устройства и перфокарт к ним выполнил промышленный дизайнер Раймонд Лоуи (Raymond Loewy), известный своим дизайном для автомобилей Studebaker, редизайном бутылки Coca-Cola в 1950 году, интерьером самолёта Concorde, интерьером космической станции Skylab и много ещё чем. Выпускались так же версии 824 и 826, где клавиатура 024/026 была заменена электрической машинкой.

На фото: перфоратор IBM 026.

В 1964 году перфоратор IBM 029 (модификация 026) стал важной составляющей системы System/360 (IBM-360) – большой ЭВМ нового поколения, которая стала мировым стандартом, покорив даже СССР и страны Варшавского договора.

На фото: зал пефораторов IBM 029.

Однако, несмотря на то, что IBM 029 был очень большим шагом в развитии пользовательского интерфейса, сам принцип непосредственного ввода данных в компьютер с клавиатуры ещё не был реализован. Клавиатура использовалась для набивки перфокарт, но сам ввод осуществлялся через устройство чтения перфокарт.

В том же 1964 году Массачусетский технологический институт (MIT), Bell Laboratories и General Electric, объединились для создания многопользовательские системы с разделённым временем под названием Multics. Забегая вперёд скажу, что в этой системе был реализован т.н. интеллектуальный терминал, который объединил вместе клавиатуру (для набора команд и ввода данных) и дисплей для отображения результата ввода.

Стоп! А как же Стив Джобс и его вклад в конструирование новое цивилизации? Спокойствие! Только спокойствие. Всё в своё время. Дойдём и до Стива нашего Джобса. Так что следите за обновлениями.

Продолжение следует...


На фото вверху: Электромеханический компьютер IBM Selective Sequence Electronic Calculator (SSEC), выпускавшийся с 1948 по 1952 г.г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий