ИДЕИ ДОЛЖНЫ ТРУДИТЬСЯ
или как их использовать
Георгий КАЯИТИЧ, заместитель директора Украинского научно-исследовательского
института научно-технической информации,
Владимир ДЖЕЛАЛИ, инженер-конструктор Института кибернетики АНУ
Алексей ДОЦЕНКО, старший научный сотрудник
Современная история, и прежде всего история крупных научно-технических
достижений (таких, скажем, как реакция Белоусова - Жаботинского — в химии,
методы Илизарова, Сеппо — в ортопедии и травматологии, способ бурения скважин с
помощью подземной ракеты Циферова, метод лечения близорукости Утехина),
подтверждает существование ряда очень серьезных недостатков на пути развития
новых идей.
На каждом этапе нашего продвижения вперед существует нечто освоенное и уже
устаревшее, и новое — более соответствующее текущим условиям, опережающее время и даже непонятное в данный момент. Чем быстрее
развивается общество, тем быстрее стареют одни идеи и возникают новые. Проблемы
встречи с новым, его рождением, становлением, развитием имеют громадное и
всевозрастающее значение в жизни нашего общества. От успешного их исследования
и решения зависит создание наиболее благоприятных условий для активного и
широкого внедрения нового во все отрасли производства и культуру.
Каковы этапы продвижения нового в жизни? В настоящее время их различают
четыре, которые можно условно назвать так: Эврика, Оценка-Публикация,
Апробирование, Использование. Нам же представляется, что здесь не хватает одного
очень важного звена, которое должно бы находиться между
двумя первыми этапами, а именно: Сохранение нового, его Фиксация.
Попробуем разобраться. О первом этапе (Эврика) говорить не будем — здесь
новое развивается на индивидуальном уровне. А вот второй этап наиболее важен —
это уже шаг, переносящий результаты индивидуального творчества на социальный
уровень, или, как говорят специалисты, на уровень социального движения. Этот
этап и надо рассмотреть более тщательно, тем более что сейчас он объединяет
отличные друг от друга и противоречивые функции. Они закреплены организационно,
это и причиняет новому непоправимый ущерб.
И вот почему:
В настоящее время второй этап движения нового несет следующие
функциональные нагрузки:
— оценка нового (и порой окончательная),
— публикация (оповещение общества),
— признание авторства,
— стимулирование творца (материальное и духовное),
— отсечение нового от судьбы творца.
Перегруженность этого этапа очевидна. Очевидна и зависимость всех этих
очень важных и самостоятельных функций от одного акта — публикации и
предшествующей ей оценки.
В интересном исследовании «Механизм восприятия и оценки нового знания» отмечается,
что «в естественнонаучных журналах судьбу статьи фактически решает отзыв
рецензента...». К тому же «виднейшие авторитеты... практически не занимаются
вопросами текущей публикации».
То, что большое количество исследовательских работ отклоняется и что среди
оставшихся неопубликованными были действительно ценные, не вызывает сомнений ни
у кого. Но дело здесь намного сложней и острей. Сошлемся опять на то же
исследование. Вот вывод «Чем существенней полученный автором результат для
развития данной научной области, тем вернее рукопись будет отклонена
рецензентом как бесполезная (неверная, неактуальная и т. д.— Авт.) и,
следовательно, неинтересная, если он придерживается иной, чем cуществующая,
точка зрения на перспективы развития».
Таким образом, творческие результаты, обладающие наибольшей, особенно
принципиальной новизной - наименее проходимы. А это означает, что наиболее
эффективные, социально ценные идеи мы рискуем оставить за «бортом».
Назовем некоторые основные причины, приводящие к такому не- желательному
результату. Думается, они вполне объясняют неподго- товленность существующей системы
обработки нового к тому, чтобы не упустить как принципиально новые идеи ученых,
так и идеи массового творчества.
Новое, к примеру, может не пройти в силу своей парадоксальности,
«абсурдности», воспринимаемой как нарушение или отрицание существующих законов,
точки зрения коллективов-единомышленников и даже отдельных людей. Это
во-первых. Во-вторых, из-за количества новизны. Хотя этот фактор и не кажется
решающим, но при определении
величины количество переходит в принципиально новое качество. А вот
вероятность продвижения в жизнь нового определяется не только глубиной одного,
хоть и революционного шага, но и объемом работы, требуемой для его освоения. И
это очень существенный момент в наш век глобальных, сложных, всесторонних
связей и необходимости системного подхода к любой проблеме. Однако, значительность
ресурсов, требуемых для освоения большого объема нового (в том числе ресурсов
времени у рецензентов — надо учитывать и их занятость), и существующая система
патентоведения не могут гарантировать его освоение.
Здесь нельзя не сказать и о том, что рождение нового требует сил и
интуиции, по-видимому, пропорциональных и степени новизны. Причем интуиции,
вначале даже не допускающей строго логического доказательства, требуется,
возможно, не меньше, чем при создании художественного произведения. Поэтому некоторые
наиболее крупные результаты в науке и технике наверняка трудноповторимы, так же
как, скажем, «результаты» в искусстве Л. Н. Толстого или П. И. Чайковского. А
высшая, пионерная наука и техника — тоже искусство! И чем значительней по
глубине и объему скачок в новое, тем больше роль интуиции, тем «художественней»
результат и, следовательно, больше начальная роль отдельного человека, творца.
И это касается в первую очередь фундаментальных наук и крупных открытий. Точно
подметил Владимир Иванович Вернадский: «Вся история науки на каждом шагу
показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем
целые корпорации ученых или сотни, тысячи исследователей». Да, именно так,
поскольку потребность в этом новом и само новое не идут вместе.
Новое может опережать как объективную потребность в нем, так и
субъективную, например конкретного человека, «рецензента». А от него-то
решающим образом и зависит даже не судьба, а сразу жизнь нового.
Продвижение в жизнь нового затруднено еще и потому, что существующая
система его оценки, его восприятия, формировалась при недостаточной
информированности и, следовательно, низкой творческой активности масс. В
современных же условиях, при нынешнем высоком образовательном цензе, творческий
потенциал народа колоссально возрос. Значит, нужны новые алгоритмы, механизмы и
системы восприятия нового. А те, что мы имеем сегодня, снижают не только
эффективность образования, но и не используют активно основное богатство
общества — свободное время, личные и микро-коллективные творческие ресурсы. Это
отражается на темпах и, главное, на качестве научно-технического
прогресса.
Эта проблема становится все более актуальной, так как нам необходимо
поднять творчество людей на всех уровнях. Многие, так называемые неспециалисты
в определенной области знания, вообще образованные люди и специалисты своего
дела. А ведь даже небольшое изменение угла зрения на проблему из «чужой
епархии» может дать потрясающий результат.
Несомненно, люди «со стороны» при условии их глубокого и постоянного
интереса к какому-либо предмету могут оказаться авторами неожиданных и крупных
решений. Однако, потому что авторы — неспециалисты, общественная оценка и
использование их работ чрезвычайно затруднены. Так сколько же жемчужных зерен
похоронено из-за этого в отвергнутых работах?!
А ведь общие принципы авторского права требуют в любых случаях обеспечить
его охрану. Государство не отказывает любому автору в признании его творческой
индивидуальности и ставит под охрану закона всякое произведение независимо от
назначения и достоинства. Нужно только отличать признание авторства от
распространения произведения, требующего предварительно высшей научной
оценки.
Таким образом, надо признать, что второй этап (Оценка-Публикация) надо
отодвинуть, поставив перед ним функцию Сохранения, Фиксации нового в социальной
памяти, не ставя ее в зависимость от акта публикации. Тем более, что именно на
этом этапе решается вопрос жизни нового, которое может и не развиваться сразу,
но — главное — будет сохранено. Мы должны быть рачительными: ничего из
творчества не должно быть утеряно, даже если сегодня оно еще и не способно к
развитию. Известно, что многие идеи терялись, и, возможно, безвозвратно.
Нередко их восстановление (по принципу: новое — это хорошо забытое старое)
происходит только благодаря случайно обнаруженным воспоминаниям или
материальным остаткам. Каждый по себе знает, что многие незафиксированные идеи
подчас забываются навсегда...
Мы учимся бережно относиться к материальным ценностям. Надо учиться
обеспечивать еще и бережное отношение к интеллектуальным ценностям. Надо так
относиться к этому богатству, чтобы и крупинка не пропала. И не только потому,
что без крупинки не будет горы, а без зернышка не вырастет добрый колос. Но и
потому, что психологически крайне важно быть абсолютно уверенным в том, что
любой труд на общее благо и его плоды всегда будут целесообразны! В этом и
залог становления активной жизненной позиции.
Таким образом, в сфере науки и действующей системы массового творчества
наряду с новыми научно-техническими идеями и предложениями, которые находят
признание, появляются и такие, которые в силу объективных и субъективных
методологических, организационных, управленческих и социальных факторов
попадают в неблагоприятные условия прохождения и, несмотря на потенциально
значительную (иногда исключительно крупную) эффективность, обречены на
непризнание, в лучшем случае — на длительную борьбу за признание, в худшем — на
потерю для науки или техники. В связи с этим возникают и требуют решения задачи
стимулирования творчества, генерирования идей, его интенсификации в сочетании с
сохранением его результатов и их практическим использованием.
Есть основание считать, что эффективным и реально осуществимым путем
решения этих задач может быть разработка и реализация специального
организационного и социального механизма (системы), имеющего все необходимые
для этого качества. Назовем его Централизованным фондом научно-технических идей
(ЦФНТИ). А главный принцип основы этого фонда должен быть такой: полная защита
любой предложенной идеи и ее автора.
Что для этого нужно?
Прежде всего предоставить автору право самому выносить окончательное
решение по поводу того, есть ли в его идее рациональное зерно. Форму
предоставления материалов в фонд также определяет он сам.
Далее. Необходимо гарантировать юридическую защиту авторства и обеспечить
неограниченный срок хранения принятого материала. Необходимо также обеспечить
свободный доступ ко всем поступающим идеям, предложениям и возможность
свободной их оценки любым человеком, обеспечив ее регистрацию (в том числе под
псевдонимом).
Однако здесь нам хотелось бы заметить, что накопление и сохранение новых
идей хотя и совершенно необходимая функция на втором этапе продвижения идеи, но
недостаточная. Оценка идеи должна делаться и здесь, но должна быть построена на
иных принципах, чем в настоящее время. Суть их, на наш взгляд, состоит в том,
что оценка идеи должна быть как случайной, официально не мотивированной (при
знакомстве с идеей очередной личности), так и специально организованной. Оценку
идеи может давать постоянно дейcвующий научный совет (общественный), но с
преобладанием поиска в ней целесообразного — по алгоритму процесса, известного
как «мозговая атака». То есть на этом этапе надо исключить оценку скептически-консервативную,
поскольку поиск недостатков здесь преждевременен.
Оценка, специально организованная Централизованным фондом, должна
происходить при условии обеспеченного равенства развивающей, поддерживающей
(«адвокатской») оценки с критической, отрицающей («прокурорской»), а также
взвешивания обеих оценок с последующими выводами (функция «судьи»). Именно
обеспечение сбалансированной квалифицированной защиты и критики позволит
вынести наиболее объективную оценку. (Более детальная разработка системы
сохранения новых идей сделана в отчете УкрНИИ научно-технической информации).
Необходимо сказать и о новизне функций, которые несет предлагаемая система
ЦФНТИ. Основная ее функция — улавливание и сохранение идей, не доведенных до
патентоспособности и не патентуемых сейчас в принципе. Обслуживающие функции —
постоянная и широкая предварительная оценка идей, их свободное социальное
развитие, не только без боязни утери авторства, но и поддержанное
заинтересованными современниками и потомками. Сопутствующие функции — создание
предпосылок для решения оперативных и долговременных проблем, организация новых
форм индивидуальной и коллективной творческой активности (В первую очередь
неформальной). Все эти функции в совокупности позволят гораздо эффективней
обслуживать и стимулировать как сам творческий процесс, так и активную
жизненную позицию, гармоническое развитие личности.
Несмотря на большой опыт разработки и эксплуатации систем, подобных
предлагаемой, в зарубежной практике не существует аналогов, реализующих
предлагаемый набор функций (подчеркнем: для каждого, без каких бы то ни было
ведомственных барьеров).
В связи с этим реализация предлагаемой системы имела бы неоспоримый
приоритет и функциональную ценность.
Для чего и кому предлагаемая система сохранения и предварительной оценки
новых идей нужнее всего? Конечно же, вдохновенном ученому, конструктору,
искателю новых знаний, человеку творческому, который лишен оборотистости, не привыкшему
к прямой лобовой атаке и работающему в режим максимально резонансном с пробелематикой.
Суть открытия, решения, как писал Д. Гранин, соответствует всей натуре такой
личности, всем ее привычкам, увлечениям, этому человек отдает все свои творческие
ресурсы, всю жизнь. А на трудности реализации идеи ресурсов у него зачастую и
не остается.
Несомненно, в случае функционирования такой системы получат выход
результаты, пришедшие из-за пределов логики, не только от головы, рассудка, а и
интуиции, подсознательно. И это могут быть революционные, интегральные идеи,
наиболее трудные и для рождения, и для оценки — такие, например, как результаты
самой глубокой научно-технической разведки в будущее знание, которую невозможно,
да и нецелесообразно, проводить большими силами. Таким образом, можно получить
наиболее ценные, сравнительно редкие и, вероятно, особо эффективные плоды
творческой деятельности неформально организованных творческих коллективов и
отдельных людей.
И еще. Создание и развитие социальных механизмов в соответствии с предлагаемой
системой стимулирует все слои населения на глубокие и продолжительные
творческие поиски.
* * *
Процессы движения нового в пространстве и времени обладают большой степенью
общности и развиваются по единым законам. Надо полагать, созрела необходимость
соединения усилий в рамках одной, специальной отрасли – неологии, науки о
новом.
В частности, одной из прикладных ее задач может быть разработка алгоритма
рождения, сохранения НОВОГО и встречи с ним, качественная и количественная его
оценка. Такой алгоритм очень важен для тех, кто работает на переднем крае науки
и техники осваивает новые горизонты знания, умения и навыков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий