Во вторник на методсовете Школы системного менеджмента (http://system-school.ru/resheniya-metodologitcheskogo-soveta-shkol-v12-ot-12-09-17-g/) я заявил, что размышляю о движении в сторону курса по системному развитию личности -- мы понимаем, как системно думать об инженерии, системно думать об организации и её развитии, и это же мышление мы можем применить к вопросам развития личности.
Так что на этой неделе я довольно много с этим разбирался, разве что Кена Уилбера не перечитывал -- он ведь именно это делает: берёт системный подход, несколько весьма спорных идей (с которыми я не согласен -- типа "всем нужно стать просветлёнными" или "все проходят через одни и те же стадии развития личности, в заданной последовательности"), а затем рассказывает про "интегральное развитие личности". Но его я читал раньше, так что это знание мне доступно.
А вот на "прикладную рациональность" (которая практикуется в сообществе lesswrong, см. http://lesswrong.ru/) я потратил времени побольше. Похоже, что большие её фрагменты оказываются нужны не столько для профессионального развития, сколько для личностного. Это фитнес, конечно. Но их нужно давать не столько до курса системного мышления и даже системного менеджмента, сколько в его середине и после него (ввиду главного принципа обучения "никогда до [того, как возникнет потребность разобраться], всегда после"). Фишка в том, что сначала нужно правильно разбить мир на объекты (наложить на него какую-то онтологию -- и это онтология системного подхода), а уже затем учить жизни в условиях неопределённости во взаимодействиях этих объектов. Ибо если ты не понимаешь, как работать с вниманием (системный подход это такой хитрый метод работы с вниманием -- выделения из бесконечного разнообразия мира того, над чем думать и что обсуждать), то никакие методы рациональности не помогут: это будут хорошие рассуждения/умозаключения с плохими объектами. Нам же нужны хорошие умозаключения для хороших объектов. Рациональность и системный подход оказались ортогональны -- но дидактически их осваивать нужно в обратном порядке от того, как они применяются в жизни.
Так что я потихоньку разбираюсь с тематикой развития личности и стыком того, как связаны профессиональные и личностные учебные программы. Пока же идёт набор на восьмой поток курса "системного менеджмента и стратегирования" (начало там 1 октября 2017, и не прозевайте, так как с 18 сентября там резкое повышение цен -- http://system-school.ru/event/kurs-treningov-sistemny-menedzhment-i-strategirovanie-8-2017-10-01/), и там упор будет на профессиональные менеджерские практики. А ещё там будет про системное лидерство -- но в корпоративном заходе. Развитие личности тут больше связано с фитнесом (обеспечением готовности к действию) для нижестоящих системных уровней (здоровый и бодрый человек), так и "самолидерством" -- работе с собственными профессиональными компетенциями, занятие активной жизненной позиции. Позиция -- это застревание (осознанное!) в какой-то стейкхолдерской роли. Это та самая точка, в которой человек осознаёт свои интересы и затем готовит мозг и тело к работе в сфере своего интереса.
Тема связи профессиональных и личностных тренингов сейчас одна из "горячих". Максим Дорофеев занялся личностной прокрастинологией после замечания, что забывающий ответить на личное письмо человек вряд ли способен рулить миллиардными проектами на работе -- и учить нужно сначала человека доводить до ума дела, а уже потом ему пойдут впрок хитрые способы менеджмента. GTD подчёркивает, что список дел личных и рабочих разделить невозможно. Школа внутреннего взросления начинает свои слайды личностного тренинга с трёх кругов компетениций современного лидера (казалось бы -- причём тут личное "всё время болеть и всё время лечиться", появляющиеся через пару слайдов и эти профессиональные компетенции?) -- https://drive.google.com/file/d/0B0MQY2BqV8swY0ViV1VuMXlxRHc/view. При этом всё очень грамотно: внутренняя работа показана для чего, но не показано, какие там практики (дисциплины+инструменты) лежат в основе тренинга: "внутренняя работа" тут выступает чёрным ящиком, структура её непонятно, хотя и понятно, что речь идёт об осознанности.
Прикладные рационалисты, оказывается, тоже не просто работают с Байесом и научным подходом -- они активно работают на своих тренингах с когнитивной поведенческой терапией, ставя вопрос о личностном (а не профессиональном! оно там предполагается как следствие) развитии на строгую рациональную базу: http://kocherga-club.ru/workshop. Как настоящие рационалисты, они проводят ещё и замеры: поднимают ли уровень ощущения счастья их тренинги? Да, поднимают: http://rationality.org/studies/2015-longitudinal-study. Так что счастье, здоровье, жизненные силы и мотивация на подвиге могут лежать в совершенно неожиданных местах -- развитие личности оказывается контринтуитивным.
В разговоре про STEM как основу современного школьного образования тоже появляется тема творчества, мотивации и того же здоровья (которое почему-то не ассоциируется с фитнесом), я там довольно много комментирую: сегодняшние (последние) ветки в начавшемся год назад обсуждения уместности STEM как основы образования именно об этом: https://www.facebook.com/shperk/posts/10157195239750153
Я понимаю личностное развитие так, что какие-то практические возможности (capability -- освоенные практики, возможность выполнить какие-то задачи) личности образуют направленный граф: каждая более общая возможность открывает двери для освоения новых практик, т.е. изучения новых дисциплин и овладения новыми инструментами в поддержку этих дисциплин. Знаешь математику -- можешь заняться физикой, узнал физику -- можешь заняться инженерией. Это означает, что наиболее общие возможности, наиболее общие компетенции нужно целенаправленно осваивать пораньше -- это открывает двери для дальнейшего движения в самых разных направлениях. Эти общие возможности -- личностное развитие. А на самом верху -- узкоспецифические возможности, которые нужно держать не для exploration, а для exploitation. Не просто "знание математики", а умение учить нейронные сетки в MXNet -- это уже важно для работы, это уже не "мышцы качать", а "мешки таскать". Понятно, что такие же узкие терминальные квалификации могут быть и в части хобби -- например, не просто поддерживать какую-то способность к двигательной активности, а уметь танцевать танго (для себя, а не для заработка).
Проблема в том, что взрослых людей этим "начальным компетенциям/возможностям", этому фитнесу как готовности к ментальному и телесному действию, этому своему ресурсу и источнику жизненной энергии и уверенности в себе не учат по двум причинам:
-- этого просто нет в учебных курсах учебных заведений. Быть осознанным нигде не учат. Некому объяснить, что "присутствие" может быть концентрированным и деконцентрированным. Я вот недавно был свидетелем того, как преподаватель пытался на пальцах объяснить про деконцентрацию своим ученикам: он примерно понимал, в чём там дело ("из опыта"), но дисциплины не знал -- а ведь в психонетике этому рутинно учат!
-- многие практики личностного развития появились недавно (или появились давно, но недавно были модифицированы или недавно научились этим практикам учить -- жизнь-то не стоит на месте!). Более того, эти практики контринтуитивны, и о них никто не знает. Например, "прикладная рациональность" -- это ж узкая секта, никто ведь не знает, что они там упражняются в обучении ширнармасс байесовскому выводу, обучают принятию решений в условиях неопределённости.
Или как это всё преподносить: главное в андрогогике (как и в педагогике) это удержание интереса к обучению, главное - лидерство. Если не заинтересовался -- нет развития, нет освоения новых практик. Заинтересовался -- вот оно, развитие. Как говорит тот же girshon, он работает в телесно-двигательной терапии абсолютно рациональными методами, безо всяких метафор и поэтики. Но вот тексты он произносит абсолютно метафорические, поэтические, потому как без них "сухие двигательные инструкции", и люди неинтересные монотонные упражнения не выполняют -- а нет интереса, нет и обучения, нет обучения -- нет развития. Развиваться-то тоже люди хотят, но ленятся. Развитие личности это прежде всего работа личности, и на эту работу личности сначала нужно научиться себя уговаривать, а перед этим нужно уговорить снаружи, силами педагога/андрагога, то бишь обеспечить лидерство.
Так что я потихонечку начинаю верстать программу курса системного развития личности, с учётом всех этих нюансов. Там и телесность, и психопрактики, и принятие рациональных решений в условиях неопределённости, и многое другое. Конечно, речь идёт главным образом об обзоре -- по отдельным практикам должны быть отдельные длинные курсы. Но сейчас никаких обзоров в этой области нет. Либо "развитие личности" оказывается сплошной эзотерикой, либо это опять STEM, который вообще не про это. Вот в эту точку и будем работать. Ибо если не мы, то кто?
15 сентября 2017, 17:18
Комментариев нет:
Отправить комментарий