понедельник, 9 октября 2017 г.

Глава Microsoft Сатья Наделла: мир изменят три технологии и немного эмпатии



«Мы переоцениваем технологии в краткосрочной перспективе и недооцениваем — в долгосрочной». Сатья Наделла рассказал журналистам в Лондоне о своей книге, технологиях будущего, эмпатии — и ответил на пару вопросов российского Forbes

Февральским вечером 2014 года Сатье Наделле позвонил Джон Томпсон, член совета директоров Microsoft. Он сообщил, что совет предлагает 46-летнему Наделле стать третьим гендиректором в истории компании — после Билла Гейтса и Стива Балмера. «Когда Джон позвонил мне тем вечером, он сначала спросил, сижу ли я. Я не сидел. На самом деле, я тихо играл с крикетным мячом — моя привычка, когда я разговариваю по громкой связи на работе», — рассказывает Наделла в своей автобиографической книге Hit Refresh, которая вышла 26 сентября.

Наделла принял предложение — и за три с половиной года кардинально изменил корпоративную культуру и стратегию компании. На встрече с журналистами в Лондоне глава Microsoft рассказал, какие три технологии совершают революцию в обществе и экономике и как его личный опыт помог внедрить культуру эмпатии в высококонкурентной технологической компании.

Три технологических кита

Смешанная реальность (mixed reality), искусственный интеллект (AI) и квантовые компьютеры (quantum computing) — три ключевых технологии в текущей стратегии Microsoft. По словам Наделлы, к этим направлениям компания пришла в поисках новых горизонтов — за пределами компьютеров, серверов и «облака». «Эти технологии — двигатели революции в мире, они меняют общество, экономику и личное восприятие», — отмечает он.

Конечно, по словам Наделлы, нужно относиться к технологическим предсказаниям с долей скептицизма. «В долгосрочной перспективе мы, как правило, недооцениваем технологии, а в краткосрочной — переоцениваем», — сказал он, отвечая на вопрос Forbes Russia о перспективах каждой технологии в стратегии Microsoft.

Говоря о смешанной реальности, Наделла вспоминает свой первый опыт с устройством Hololens. Устройство виртуально «перенесло» его на Марс с помощью трансляции с марсохода Curiosity. «Смешанная реальность – это воплощение абсолютного компьютера. Вам не нужно смотреть и искать, где ваш компьютер. Он просто здесь, перед вами, комбинация аналоговых и цифровых объектов. Это меняет понятие присутствия и пространства», — говорит он.

Преимущество искусственного интеллекта – в способности помочь человеку, сделать его сильнее, считает Наделла. «Приложения на базе AI дают возможность слабовидящим людям ориентироваться в мире, а детям с дислексией — учиться читать. С помощью AI вы можете мгновенно переводить свою бизнес-презентацию на 60 языков. А исследование, которое ведет научная лаборатория Microsoft в Кембридже, позволяет радиологам эффективнее лечить опухоли, не задевая здоровые органы», — рассказывает он.

Отвечая на вопрос, оправданы ли опасения относительно AI, Наделла отметил — контроль и ответственность за действия AI-систем лежат на их разработчиках. Компании должны предвидеть действия своих систем, тестировать их и учить «вести себя». А что касается рабочих мест, которые люди могут потерять из-за AI, то на смену им придут новые «профессии будущего», считает Наделла. По его словам, власти Лондона, к примеру, работают с данными LinkedIn, чтобы определить программу digital-навыков для востребованных специалистов будущего.

Наконец, разработка квантовых компьютеров позволит человечеству решать задачи, которые до сих пор были невозможными — например, создание сверхпроводников, новые системы предотвращения киберугроз или эффективные катализаторы для реакций поглощения углекислого газа, говорит Наделла. Несколькими днями ранее он представил на конференции Ignite новый язык программирования для создания квантовых приложений.

Смешанная реальность, искусственный интеллект и квантовые компьютеры могут и должны усиливать друг друга, считает Наделла. «В какой-то степени вы уже можете наблюдать это. Например, Hololens — это устройство смешанной реальности. Смешивать реальное и виртуальное ему помогает реконструкция объектов в реальности и привязка их к цифровому контенту. Это происходит в голографическом процессоре (HPU), который обеспечивает компьютерное зрение за счет AI. Потребность в квантовом компьютере — это потребность в более мощных вычислениях, необходимых для AI. Поэтому квантовые компьютеры помогут AI стать «умнее», а смешанной реальности обеспечат более глубокое погружение», — сказал Forbes Russia глава Microsoft.

Помимо трех технологических «китов», Microsoft рассматривает блокчейн как важное стратегическое направление. По словам Наделлы, компания хочет предоставлять блокчейн как сервис, и за счет него помогать партнерам снижать транзакционные издержки.

Культура сопереживания

Что стало первопричиной выбора стратегических направлений – потребности Microsoft или конкурентная среда? Сатья Наделла считает, что компания должна сначала определиться со своей целью и культурой, и лишь потом конкурировать.

«Главное в нашем бизнесе — стимулировать инновации. А что такое инновации? Это новые, еще не выраженные концепции. Нельзя просто слушать клиентов и давать им то, что они хотят. На самом деле, они хотят, чтобы вы выходили за пределы их желаний. Это требует эмпатии, сопереживания. Жизненный опыт и способность трансформировать его в бизнес-стратегии – это путь, который я выбираю для себя и для компании, чтобы видеть то, что лучше для общества», — говорит он.

Говоря о том, что привело его к пониманию важности эмпатии, Наделла вспоминает истории из прошлого. Его отец-экономист всегда поощрял интеллектуальные амбиции сына, тогда как мать — ученый-санкритолог — учила его жить настоящим, глубже воспринимать мир и быть счастливым. «Однажды мой отец повесил портрет Карла Маркса в моей комнате — в ответ, моя мать повесила рядом изображение богини Лакшми. Их противоположные мнения были ясны. Что сделал я? Повесил рядом постер с моим героем крикета, М. Л. Джайсимха. Чему меня это научило? Тому, что нужно понимать различия и принимать их», — рассказывает Наделла.

К слову, вопрос об эмпатии чуть было не стоил Наделле работы в Microsoft. Устраиваясь в компанию в 1992 году, в ходе интервью ему был задан вопрос: «Представьте, что вы видите лежащего на улице ребенка, и он плачет. Что вы будете делать?» Первой реакцией будущего CEO Microsoft было — вызвать службу спасения. Интервьюер поблагодарил его за ответ и, уже провожая Наделлу с собеседования, сказал: «Друг, тебе нужно учиться сопереживанию. Если ребенок лежит на улице и плачет, подними и обними его».

Четырьмя годами позже Наделле пришлось переосмыслить эмпатию через по-настоящему травмирующий опыт. Его первый сын Зейн родился раньше срока, с врожденным церебральным параличом.

«Я не был готов к этому. Мы гораздо больше думали о том, как обустроить детскую, как обеспечить моей жене Ану возвращение на работу. Однако она помогла мне понять, что несчастье произошло не со мной, а с моим сыном, и мы как родители должны смотреть на это его глазами. Это было эмоциональное открытие. Через свой опыт я стал глубже понимать потребности людей с разными возможностями, осознал, что обстоятельства всегда могут измениться и что надо понимать и принимать их», — рассказывает Наделла.

Заняв пост главы Microsoft, Наделла поставил эмпатию во главу новой корпоративной культуры. Самым сложным при этом для него было сделать так, чтобы это не воспринималось как догма или корпоративная пропаганда. И здесь, по его словам, ключевым стал другой аспект его стиля лидерства – установка на рост (growth mindset) как противоположность установке на сохранение (fixed mindset).

«Когда компания начинает расти, ваша идея становится хитом. Но в какой-то момент она исчерпает себя. Все, что останется – это культура организации, установка на рост и развитие. Невозможно знать все, но возможно постоянно учиться всему. Это помогло нам перейти от одной миссии Microsoft — «компьютер на каждый стол и в каждый дом» — к новому видению решений, которые позволяют людям делать больше. Уязвимость и постоянное сомнение делают вас лучше и как человека и как компанию», — говорит Наделла.

Сработал ли такой подход — давать абсолютную оценку для такой компании, как Microsoft, в условиях постоянно меняющейся конкуренции, пока рано. Однако если верить цифрам, Сатье Наделле удалось не только вывести Microsoft из стагнации, но и привести к росту. С февраля 2014 года, когда Наделла стал новым гендиректором, акции компании поднялись более на вдвое. Чистая прибыль за последний финансовый год, который завершился 30 июня 2017 года, выросла на 26%.

Сатья Наделла

Комментариев нет:

Отправить комментарий