Сегодня искусственный интеллект (ИИ) — верный помощник человека. Но многие — и фантасты, и учёные, и широкая общественность — задаются вопросом: если завтра он станет умнее человека, что тогда?
А собственно говоря, ничего. Тут загвоздка в определении «умнее». Пока современные компьютеры принципиально ничем не отличаются от своих предков на перфокартах, где «ноль» — отсутствие сигнала, «единица» — наличие сигнала. Компьютер не способен решать несколько задач параллельно — только последовательно, через систему прерываний. В итоге, какие бы задачи ни ставились перед ЭВМ — от системы распознавания образов до игры в шахматы, — всё сводится к механическому перебору вариантов и выбору оптимального из них. И что особенно важно, оптимального с точки зрения алгоритма и целевой функции, которые задаёт человек. И вообще, нельзя сравнивать интеллект человека и машины. Это принципиально разные процессы.
Кстати, вычислительная мощь машины сильно преувеличена. Да, как арифмометр человек не может тягаться с компьютером. Но что более всего поглощает машинный ресурс? Любой геймер скажет — обработка видеоинформации. А вот у человека с этим никаких проблем нет. Обработка и анализ видеоинформации человеком пока на порядок превосходят возможности машины, а если учесть, что параллельно обрабатывается и слуховая информация, и обонятельная, и осязательная, и координация движений — и всё это в режиме онлайн…
Распознавание образов для машины — задача сложнейшая. Даже если речь идёт, например, об обыкновенном стакане. Непременно попутает с горшком или просто с усечённым конусом. Потому что связь образа с функциональным назначением предмета, стоящего за образом, для машины задача необычайно сложная. Как же можно сравнивать тёплое с мягким?
Тут следует затронуть важный момент. Говоря об ИИ, обыватель интуитивно подставляет в уме не «интеллект», а «разум». А это очень и очень разные вещи. Интеллект — умение опционально решать поставленные задачи. А разум? Внятного определения нет до сих пор. Для определения искусственного разума (которого, кстати, пока на горизонте нет) в информатике используют термин «сильный искусственный интеллект», тем самым благоразумно вынося за скобки термин «разум».
В самом деле. Считается, что признаки разума — сознание (ещё один неясный термин, чаще всего предполагающий наличие абстрактного мышления), самосознание (осознание себя как отдельного «Я», рефлексия), воля к самостоятельному целеполаганию, способность к обучению и самообучению, рациональное поведение, интуиция. Собственно, всё это вполне применимо, например, к домашней кошке: разумеется, мы не знаем, как она осознаёт себя (и рефлексирует ли), за отсутствием у оной речевого центра, но ведь и глухонемые люди прекрасно себя осознают, ни разу в жизни этот центр не задействовав. А ещё лучше дело обстоит с коллективными насекомыми: муравьями, термитами, пчёлами. Сложный язык (у пчелы мозга нет, одни ганглии, а она способна рассказать, где расположены лучшие цветоносы и ещё много чего интересного), сложная иерархия, идеально подогнанная под условия окружающей среды система, а если рассматривать отдельный индивид как своего рода «транзистор» — коллективный разум улья, несомненно, имеет место. Только он не человеческий.
Я бы сказал, что главное отличие человеческого разума — воля к иррациональным действиям. Например, покорение космоса. Самый яркий пример. Попытка выйти за пределы среды обитания — что может быть неразумнее? Или поиск «братьев по разуму». Не только не разумно, но и опасно. Это вам любой муравей подтвердит.
А теперь вернёмся к искусственному интеллекту. Это инструмент. Штука полезная. Сильный же искусственный интеллект (разум) пока весьма гипотетичен. Некоторые склонны усматривать возможность его возникновения с появлением квантовых компьютеров (которых пока на самом деле в полноценном понимании тоже нет), но и тут не всё так однозначно. Будет ли это разум условной кошки, условного муравейника (воплощение рациональности), условного человека или условного не-пойми-кого? Ответа нет.
Ещё есть любители порассуждать о грядущем синтезе человеческого разума и искусственного интеллекта.
Так вот, пока никакого биологического синтеза не предвидится. Он возможен только в случае создания ИИ именно на биологической основе, то есть не на моделировании нейросетей, а именно на выращивании нейросетей на основе ДНК с одновременным программированием. У фантастов я такое встречал. Это если говорить о биологическом синтезе. А социальный синтез уже произошёл. Компьютеры вполне себе сочиняют музыку и играют в игры, занимаются рекрутингом (подбором персонала) и анализом наших томограмм с выдачей диагнозов и рекомендаций по лечению, прогнозированием поведения потребителя в интернете вплоть до создания точечной контекстной рекламы лично для вас… Рутина.
Поэтому тот ИИ, который нынче развивают, конечно, в каком-то смысле для человека соперник. На рынке труда он соперник. В автопроме (классический пример: роботизированная линия сборки автомобилей вытеснила с рынка труда миллионы человеческих рук), у медиков, у тех же клерков по подбору персонала; он теснит штатных психологов… А более ему ничего не светит. Вот появится сильный искусственный интеллект да пожелает чего-то странного, тогда и поговорим.
Ярослав Веров
Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/33857/ (Наука и жизнь, Искусственный интеллект — не то, чем он кажется)
Комментариев нет:
Отправить комментарий