пятница, 28 июня 2019 г.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ИНФОСФЕРА»


ИНФОСФЕРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУК ОБ ИНФОРМАЦИИ

Одним из первых в нашей стране, кто ввел понятие «информационная сфера (инфосфера)», был академик А.П. Ершов в 1988 году в статье «Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества» [3]. Вот несколько цитат, которые позволяют представить, что под понятием «инфосфера» понимал автор.

«Материальную основу полной информатизации составляет иерархия средств вычислительной техники и связи, пронизывающих всю среду обитания человека. …

Эта «нервная система» уходит своими окончаниями в «техносферу» – совокупность всех машин, обслуживающих человека: от наручных часов до авиалайнера».

«…. низовая структура (низовой слой «нервной системы», прим. авт) – это входы во всеобщую систему связи, попросту говоря телефонные аппараты».

«… нижний слой индивидуального обеспечения (нижний слой «нервной системы». прим. авт.) информатизации группируется вокруг «малых» машин мощностью в 10–20 млн оп/с. и размещаемых в первичных ячейках хозяйственной и прочей организованной активности.».

«Следующий уровень иерархии (средний слой «нервной системы». прим. авт.) – территориальные и подотраслевые вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП), где группируются соответствующие информационные фонды и поддерживается внутри- и межтерриториальный транспорт информации».

«Всю эту пирамиду замыкают порядка тысячи супер-ЭВМ предельной производительности ... ».

«Построенную инфраструктуру, которую в дополнение к техносфере уместно назвать инфосферой …».

«… вся эта пирамида вычислительных, запоминающих, передающих устройств и оконечной аппаратуры – это еще только механизмы, вместилища и транспортные сети информатизации. Инфосфера обретает жизнь после того, как ее память загружена всем информационным достоянием человечества, механизмы приведены в действие управляющими программами, а оконечная аппаратура вовлечена в постоянную связь с пунктами возникновения и потребления информации, рассеянными по всем сферам мира Земли, людей и машин».

Таким образом, А.П. Ершов в понятие «инфосфера» включал три элемента: средства телекоммуникации, компьютерные средства и информационные ресурсы, которые в них хранятся, обрабатываются и с их помощью распространяются. Инфосфера рассматривалась им как глобальная целостность, в которой приведены в действие управляющие программы; оконечная аппаратура, вовлечённая в постоянную связь с пунктами возникновения и потребления информации, которые, в свою очередь, рассеянны по всем сферам мира Земли, людей и машин. Информатизация рассматривалась как деятельность, направленная на создание инфосферы.

Как видно из приведённых цитат [3], в понятие «инфосфера» не включались все сущности, осуществляющие производство, обработку и потребление информации, информационные объекты (изделия, продукты), информационные процессы, которые реализуются в этом пространстве, а также система общественных отношений, связанная с производством, обработкой и потреблением информации. Информационная сфера по Ершову – это параллельный по отношению к традиционному информационному миру мир, где обращается информация, преобразованная в форму, удобную для электронной обработки.

Вопрос о соотношении понятия «инфосфера» с понятиями «антропосфера», «биосфера» и «геосфер» Земли в [3] поставлен не был. Вместе с тем, в этой статье указывалось на связь понятия «инфосфера» с понятиями «ноосфера» и «техносфера».

Введение в статье [3] понятия «инфосфера», по всей видимости, понадобилось для системного рассмотрения вопросов информатизации общества и, в том числе, анализа второй промышленной революции, стержнем которой являлась информатизация, а главным оружием – компьютер.

Дальнейшее развитие содержания понятия «инфосфера» было осуществлено в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утверждённой Президентом в 2000 году [2].

Инфосфера в [2] определялась как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Инфосфера объявлялась системообразующим фактором жизни общества, активно влияющим на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Целостность «инфосферы» оказалась весьма полезной при формулировке национальных интересов и угроз информационной безопасности Российской Федерации.

Понятие «инфосфера» в [2] связывается с некоторым логическим пространством, в котором реализуются информационная инфраструктура и деятельность субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также отношения между ними в рамках страны.

В отличие от определения инфосферы, данного Ершовым А.П., в определение инфосферы в [2] включалась вся информационная инфраструктура страны вне зависимости – электронная она или традиционная бумажная, а также вся информация, обращающаяся в стране.

В 2005 году в результате обобщения работы по регламентации правоотношений, связанных с производством, распространением и потреблением информации, в [10] под информационной сферой было предложено понимать сферу производства, преобразования и потребления информации.

При этом информационную сферу предлагалось декомпозировать на пять предметных областей:

1) предметная область реализации права на поиск, получение, передачу и применение информации;

2) предметная область производства, передачи и распространения исходной и производной информации;

3) предметная область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг;

4) предметная область создания и применения информационных систем (АИС, БД, Баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;

5) предметная область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Итак, какие выводы можно сделать из рассмотренных определений?

Во-первых, практика последних 20 лет показала востребованность понятия «инфосфера», так как оно нашло применение, по крайне мере, в трёх значимых областях человеческой деятельности, а именно: в научной деятельности, в области государственного управления и в области юриспруденции.

Во-вторых, содержание понятия «инфосфера» постоянно изменяется, расширяясь за счёт включения в себя новых признаков и увеличения масштабов охвата обозначаемой предметной области.

В-третьих, понятие «инфосфера» непосредственно связано с практикой информатизации, а следовательно, с информатикой.

Рассмотрим естественно-научный подход к определению понятия «инфосфера».

Современные представления о мире основываются на цепочке вложенных друг в друга «сверху – вниз» пространств и принципе анализа иерархий. Логика иерархий строится на парадигме «Мир – есть система систем» [5]. Эта парадигма позволяет создать следующую последовательность.

Объективная реальность, мир (бесконечное пространство, какое только может представить себе человеческое воображение) – наша Вселенная (а, она не одна).

Вселенная включает её обозримую часть – Метагалактику, составной частью которой является наша Галактика (Млечный путь).

Наша Галактика включает Солнечную систему. Солнечная система включает планету Земля.

Планета Земля рассматривается как совокупность концентрических оболочек (сплошные или прерывистые), составных частей Земного пространства, получивших название геосферы. Геосферы представляют собой объективно существующие глобальные целостности, имеющие реальные физические границы и размеры. Содержание этих целостностей составляют специфические сущности, обладающие соответствующими свойствами (физическими, химическими и т.д) и характеристиками (массогабаритными, динамическими, статическими и т.д.), а также взаимосвязи между этими специфическими сущностями.

Выделяют базовые и вторичные (производные, появляющиеся в ходе эволюции) геосферы.

К базовым геосферам относят атмосферу, гидросферу, литосферу, земную кору, мантию и ядро Земли.

К вторичным геосферам относят следующие автономно развивающиеся геосферы: педосферу, биосферу, антропосферу (Родоман Б.Б., 1979, Анучин Д.Н., 1902), социосферу (Ефремов Ю.К., 1961) и ноосферу (Вернадский В.И., 1944).

Биосфе́ра (от др. греч. βιος – жизнь и σφαῖρα – сфера, шар) – оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни». Биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы (геосферы, воздушной оболочки) и занимает всю гидросферу. На стыке этих сфер зародилась органическая жизнь, которая в процессе развития сложилась в двух формах: растительного и животного мира. Развитие биосферы обусловило появление человека (вид homo sapiens), обладающего двумя важнейшими для его эволюции и отличающими его от остального животного мира свойствами: интеллектом и памятью.

Антропосфера (социосфера, ноосфера, от греч. Anthropos-человек, Анучин Д.Н., 1902 г.) – часть биосферы, где осуществляется жизнедеятельность человека, реализуются процессы этногенеза, социально-экономические формации, социокультурные процессы. Образование антропосферы, по мнению философов, ознаменовало переход от биологических к социальным формам развития материи. Антропосфера. характеризует сосуществование естественных законов развития материи (окружающая среда) и социальных законов развития общества. Имманентным свойством антропосферы в соединении с естественной природой Земли (взаимодействующими геосферами) – является ее нарастающая сложность, т.е. умножение ее частей и их взаимозависимостей. В рамках антропосферы в результате преобразующей деятельности человека сформировались такие новые вторичные геосферы, как техносфера, энергосфера и рассматриваемая нами инфосфера.

Таким образом, место инфосферы в естественнонаучных представлениях о геосферах можно определить в составе антропосферы с учётом взаимодействия с базовыми и вторичными геосферами. В результате этого взаимодействия в инфосфере осуществляется всеобъемлющее отражение структурной организации и движения материи во всех геосферах, а также объемлющих геосферы пространствах [11].

Заметим, что каждая из перечисленных выше геосфер изучается отдельной наукой или набором отдельных наук на соответствующих системных уровнях.

Исходя из определений понятия инфосферы в [3, 10] и сложившихся естественнонаучных представлений о геосферах рассмотрим содержание понятия «инфосфера».

Итак, инфосфера – это глобальная целостность, логически мыслимая форма объективно существующего пространства, являющаяся вторичной (производной) геосферой и служащая средой, в которой осуществляются формы или иные конструкции (процедуры), связанные с добыванием, упаковкой, транспортировкой, обработкой, хранением, распределением (распространением), производством и потреблением информации и в которой реализуется соответствующий комплекс общественных отношений.

С учётом изложенного можно предложить следующее определение понятия «инфосфера».

Инфосфера – это совокупность информации; информационных объектов, информационных процессов, информационной инфраструктуры (электро- и радиосвязь, средства передачи, тиражирования, хранения, воспроизведения, визуализации и обработки информации); сущностей (субъектов), осуществляющих сбор (добывание), упаковку, транспортировку, обработку, хранение, распределение (распространение), производство и потребление информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений производства, использования, владения и распоряжения информацией.

Инфосфера представляет собой сферу деятельности, в рамках которой осуществляются производство и потребление информационных ресурсов и знаний; управление социальными, экономическими и техническими системами; обучение и подготовка кадров; распространение, потребление, хранение и доступ к информационным ресурсам (знаниям); межличностный, внутриобщественный и международный информационный обмен; создание и применение информационных систем (АИС, баз и банков данных, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий; обеспечение информационной безопасности. Инфосфера находится в постоянном развитии в соответствии с эволюцией антропосферы.

Понятие «инфосфера» раскрывается с использованием следующих основных понятий: информация, знание, данные, информационный объект (продукт, изделие), информационный ресурс [7, 12, 13], информационный процесс, информационное поле, информационное пространство [12, 14], информационно-функциональное пространство [13], информационные потребности [1, 7], информационная инфраструктура [13], информационное взаимодействие, субъекты и объекты инфосферы, информационная безопасность [7].

Информационная сфера может быть разделена на пять предметных областей деятельности:

– добывание (сбор) и производство информационных продуктов и изделий, исходной (первичной) и производной информации;

– предоставление информационных услуг, хранение и распространение информационных продуктов и изделий;

– создание и применение информационных систем (АИС, баз и банков данных, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий;

– реализация прав субъектов и объектов на поиск, получение, обмен и использование информации;

– обеспечение информационной безопасности.

Основными составляющими элементами информационной сферы являются:

– информация, информационные ресурсы, знания, информационные объекты (документы, массивы документов, информационные фонды, коллекции, библиотеки, архивы, базы данных, базы знаний, файлы и.т.п.);

– пользователи, владельцы и собственники информационных ресурсов (информационных объектов) и средств (систем) добывания, упаковки, транспортировки, распространения, хранения, обработки и визуализации информационных ресурсов;

– средства (системы) добывания, упаковки, транспортировки, распространения, хранения, обработки и визуализации информационных ресурсов;

– информационные процессы, между объектами и субъектами информационного взаимодействия.

Инфосфера в соответствии со свойством иерархичности, может разделяться на совокупность вложенных подпространств. В качестве вложенных в инфосферу подпространств могут рассматриваться информационные пространства или информационно-функциональные пространства субъектов и объектов информационной сферы. В рамках информационных (информационно-функциональных) пространств, выделяемых по языковому принципу, или административно-территориальному принципу, или по области функциональной деятельности, или по стандартам информационного взаимодействия, в соответствии с [9] могут выделяться различные среды, например: ментальная среда, социально-коммуникационная среда, цифровая электронная среда, нейрофизиологическая среда, ДНК-среда, и т.д.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, активно влияет на состояние познавательной, политической, экономической, оборонной и других составляющих развития и безопасности антропосферы.

Для оценки инфосферы как подлежащей изучению системной целостности может быть применена система абсолютных, удельных, долевых показателей. Так, ещё в 1988 году, в [3] использовались следующие показатели для оценки состояния инфосферы: ожидаемый оборот инфосферы в руб.; доля объёма деятельности в области обработки информации от валового национального продукта; объем информации, передаваемый средствами почты, в том числе электронной почты; доля финансовых, торговых, учетных и управленческих операций, совершаемых с помощью ЭВМ и электронных коммуникаций; численность компьютеров, телефонных аппаратов, смартфонов, планшетов, встроенных микропроцессоров на стандарт численности активного населения; объём информационного фонда на одного человека; суммарная мощность компьютеров в млн оп/сек; информационная вооруженность человека в млн оп/сек.

На сегодняшний день можно констатировать, что унифицированная система показателей оценки состояния инфосферы ещё не создана.

В информационной сфере, обладающей познавательной, экономической и социальной атрибутикой, реализуются все виды информационных взаимодействий.

Известно, что взаимодействие – основная причина движения материи, поэтому взаимодействие присуще всем материальным объектам независимо от их природного происхождения и системной организации. Сегодня принято выделять четыре вида фундаментального взаимодействия: гравитационное, электромагнитное взаимодействие, сильное взаимодействие и слабое взаимодействие.

Очевидно, что взаимодействие порождает изменчивость содержания, структуры и формы материальных объектов или сущностей микромира, макромира и мегамира и всех энерговещественных процессов материи.

Изменчивость материальных объектов и энерговещественных процессов материи является источником информации в её современном понимании.

Таким образом, там, где есть материя, есть взаимодействие; там, где есть взаимодействие, есть изменчивость; там, где есть изменчивость, есть информация.

Информация, порождаемая материей, актуализируется, становится объективной и доступной только в живой природе (живой макромир). Такое становится возможным благодаря наличию в живой природе специфического фундаментального взаимодействия – информационного взаимодействия, содержание которого составляют добывание (сбор) информации, обмен, производство и потребление информационных объектов.

Информационный объект порождается живой материей в форме сигнала (команда, оповещение) или сообщения (содержит описания или сведения о некоем состоянии, о некой изменчивости или отсутствии таковой). Информационный объект фиксируется на материальном носителе и с использованием естественного или искусственного (формального) языка.

Значение информационного взаимодействия для живой материи сопоставимо с четырьмя классическими фундаментальными взаимодействиями, принятыми в современном естествознании.

Основываясь на фундаментальном понятии информационного взаимодействия, на наш взгляд, представляется возможным отделить от многообразия энерговещественных процессов собственно информационные процессы, увязав их с удовлетворением информационных потребностей объектов живой материи.

Локализация информационных процессов, выделение их в самостоятельный предмет исследования в рамках инфосферы соответствует нашим представлениям о единстве законов обработки информации в искусственных, биологических и общественных системах.

Даже поверхностный анализ на качественном уровне состояния инфосферы показывает, что результатов исследований всех известных узкоспециальных наук об информации, таких, как информатика, геоинформатика, кибернетика, документалистика, документоведение, архивоведение, библиотековедение, и др. уже недостаточно, чтобы объяснить и прогнозировать развитие информационных процессов и информационного взаимодействия в современной информационной, в том числе, глобальной информационно-телекоммуникационной среде.

Вместе с тем, в отличие от других геосфер Земли научное направление (или комплексное научное направление – информационные науки), обеспечивающее своими научными методами системные исследования целостности – «инфосфера», ещё не сформировалось.

Мы не располагаем междисциплинарным и общенаучным терминологическим аппаратом для обозначения всех элементов инфосферы.

Мы не располагаем объективными методами локализации и типизации информационных процессов, информационных и информационно-функциональных пространств и сред инфосферы.

Объективные законы и закономерности информационного взаимодействия, реализации информационных процессов, информационных и информационно-функциональных пространств в инфосфере в полной мере ещё не раскрыты.

Прикладные методы реинжиниринга информационных процессов в контексте инфосферы требуют своего развития и совершенствования. Обоснованной системы показателей и критериев оценки инфосферы не разработано.

Основываясь, во-первых, на содержании понятия «инфосфера», во-вторых, на роли и месте инфосферы в составе геосфер Земли, в-третьих, на влиянии инфосферы на состояние познавательной, политической, экономической, оборонной и других составляющих развития и безопасности антропосферы, представляется обоснованным говорить о том, что глобальная целостность инфосферы может рассматриваться как единый объект исследования для всех известных наук об информации, каждая из которых исследует инфосферу на свой специфический предмет.

Предлагаемый подход, на наш взгляд, позволит сформировать фундаментальную основу для частных наук об информации и на этой основе интегрировать их в целях более эффективного изучения информационных взаимодействий и процессов на разных системных уровнях рассмотрения.

Соловьёв И.В. 

1 комментарий:

  1. Любая тема как продукт практики интеллекта, будь то сыр или шоколад, являются потенциальными проектами интеллектуального моделирования, обобщения этой практики (рецепты, технологии, предприятия). Одно время много говорили о специализированных порталах, с введением стандарта XML многие бросились создавать отраслевые онтологии, но что-то активность не растёт. Государства имеют до 2 триллионов долларов общего годового военного бюджета. Если по паре миллиардов вкладывать в тематические семантические модели, то за пару тройку лет, они были бы созданы, включая средства автоматизации их создания. А это и есть база для обучения. Чему научится тот же потенциально сильный ИИ у современных социальных сетей? Конечно, нельзя сказать, что в этом направлении ничего не происходит. Безусловно, есть, и мы их видим, достойные академические, и не только, проекты, концентрирующие знания, и даже обощающие опыт, мегапроекты, метамоделирование, но кажется, что этого не дастаточно. Может потому что само метамоделирование ещё не осознано как повседновная практика в развити культуры?

    serj_aleks
    https://serj-aleks.livejournal.com/

    ОтветитьУдалить