Принято считать, что съемка собственного маркетингового видео — долгий и дорогостоящий процесс, требующий участия профессионального «железа», профессионального софта и профессиональных специалистов. Маркетолог компании Artjoker Екатерина Девяткина развеничивает эти мифы и рассказывает о том, как придумать контент, организовать съемку, смонтировать готовый материал и сделать так, чтобы ваше видео смотрели.
Видео — несомненный тренд в интернет-маркетинге в текущем году. И не удивительно - видео любят все. Мы смотрим не только фильмы, сериалы и безумные ролики с YouTube, но и потребляем видеоконтент для самообучения: выступления TED, к примеру, наверняка периодически смотрит каждый читатель данной статьи. А не думали ли вы над тем, чтобы внедрить видео в маркетинговые активности своей компании или своих клиентов?
Для большинства бизнесов (к примеру, B2B, а также сферам услуг и даже интернет-магазинам) вовсе не обязательно делать дорогостоящий видео-продакшен с крутыми эффектами, ракурсами и прочими операторскими фишками. Есть бюджетный, но эффективный вариант, и имя ему«говорящая голова». Данный формат предполагает тайминг 3-5 минут, в рамках которого ведущий раскрывает определенную тему. Например:
полезные советы или уроки
помощники в выборе
отзывы клиентов компании (и даже сотрудников, для HR-задач)
Снимать «говорящую голову» очень просто — нужна лишь студия, оператор, текст и ведущий. И все это можно организовать очень бюджетно — сделав студию инхаус, то есть прямо в офисе.
Как это сделать? Условно можно разбить процесс работы с «говорящими головами» на несколько тематических частей, а именно: контентная, организационная, техническая и маркетинговая. Давайте же разберемся подробнее с каждой.
Часть 1. Контентная
В первую очередь нужно определить, о чем вы планируете снять видео. Это будет обзор, видео-урок или же отзыв о работе с вашей компанией?
Чтобы было проще определиться с темами и не снимать видео просто потому, что видео нынче модно и с ним все носятся, определите задачи, которых вы планируете достигнуть. Ведь в зависимости от задач, которые стоят перед роликом, определяется и его содержание, и форма подачи.
А теперь привязываем задачу к формату ролика:
Задача: упросить процесс знакомства с товаром или услугой.
Формат: делаем обзоры товаров или услуг, а также видео в стиле «как сделать правильный выбор?».
Задача: повысить свою экспертность в глазах целевой аудитории и рынка в целом
Формат: снимаем полезные советы, ролики в стиле «как это делается?» или новостные дайджесты
Задача: повысить доверие к вашей компании
Формат:ролики с видео-отзывами клиентов
Когда мы понимаем формат видео, нужно подготовить сценарий. Для начала,пишем текст ролика, который после зальем на суфлер.
Если у вас есть блог, в котором вы много раз писали полезные статьи — задача наполовину решена. Адаптируйте ваши тексты под устную речь, а также сократите длинные материалы до 3-5 минут вещания.
Если исходных статей нет, а сами вы не сильны в копирайтинге, то советую аутсорсить это дело профессиональному мастеру слова. Опять же, тут важно делать подачу в легком стиле, без употребления чересчур сложных выражений. Часто то, что в письменной форме читается легко, на слух воспринимается очень тяжело.
Алгоритм написания сценария можно сформулировать следующим образом:
Пишем текст для ведущего. Либо адаптируем готовые статьи под устный формат и тайминг, либо же пишем с нуля, ориентируясь на особенности восприятия информации на слух.
Обозначаем мысли, на которых нужно будет сделать визуальные акценты (к примеру, добавить к «говорящей голове» фоновые элементы в виде сопроводительной графики).
Подбираем референсы (примеры роликов, на которые стоит ориентироваться) для оператора. Тогда он будет понимать как лучше снимать и в каком стиле будет готовое видео.
К контентной части я отношу еще и ведущего. В идеале, это должен быть эксперт из вашей команды. К примеру, у нас ведущими роликов являются те люди, которые непосредственно занимаются тем, о чем рассказывают в видео. У ведущего должен быть за плечами большой опыт того, о чем он вещает, пусть даже и текст ему пишет копирайтер.
Но если видео у вас не носит экспертную функцию, а, к примеру, вы делаете обзор товаров, то можно нанять актера, который будет «лицом» ваших роликов.
Выбор ведущего — ответственный процесс. Ведь с ним будут ассоциировать зрители ваше компанию. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ведущий:
был фотогеничным и приятной внешности
читал текст в ритме живой речи (не тараторил, но и не тянул предложения)
использовал живую мимику
Часть 2. Организационная
Сюда относится подготовка студии к съемке: постановка света, загрузка текста на суфлер, обеспечение записи качественного звука.
Если вы хотите снять «говорящую голову» у вас есть два варианта: арендовать студию или же сделать ее у себя в офисе. Для разовой съемки вполне можно арендовать. А вот если вы хотите делать ролики регулярно, как это требовалось нам, то оптимальным вариантом будет создание собственной видео-студии.
Как это сделали мы? Во-первых, в процессе общения с коллегами выяснилось, что у одного из дизайнеров был опыт работы на телевидении и даже монтажа роликов. Нам повезло найти нужного человека прямо в компании :) Дизайнер так загорелся идеей сделать студию инхаус, что буквально по крупицам собрал ее своими руками.
Как оказалось, сделать студию для съемки «говорящей головы» довольно просто (для более сложного видео лучше обращаться в профессиональную студию продакшена). Например, мы вложились в 2000 грн. Как это вышло? Нужно лишь обеспечить следующие составляющие:
Фон «зеленка» — зеленая ткань, на фоне которой происходит съемка ролика;
Свет — можно приобрести в магазинах, а можно собрать вручную из плафонов, штативов и ламп;
Камера — в любой компании хотя бы у одного человека есть зеркальный фотоаппарат, при этом сам человек профессиональным фотографом не является. Поэтому вовсе не обязательно покупать камеру, можно периодически брать у сотрудника «зеркалку» и снимать на нее;
Суфлер — берем планшет, устанавливаем любую программу суфлера — мы, например, пользуемся dv Prompter (она есть как для iOS, так и для Android). Заливаем наши тексты, выбираем скорость подачи, устанавливаем на предварительно сконструированную платформу (стойка напоминающая кормушку для птиц, на которой с одной стороны кладем планшет, а с другой стороны вешаем стекло, накрытое темной тканью — в результате получается зеркальный эффект, необходимый нам);
Микрофон-петличка — как правило на смартфоне по умолчанию есть диктофон. Если нет, устанавливаем на программу Smart Voice, подключаем гарнитуру, записываемся! Звук важно писать отдельно, так как камера выдаст вам глухой и некачественный звуковой ряд.
В роли оператора может выступать человек, который знает толк в процессе съемки. Он же, в идеале, должен осуществлять дальнейший монтаж.
Часть 3. Техническая
К технической части относится процесс монтажа видео. Ведь из отснятого материала нужно сделать короткий и динамичный ролик, причем не просто добавить нужный фон, но и чередовать крупный план с дальним, а также вставить перебивки, призывы к действию и другие графические материалы, которые были предусмотрены в сценарии.
Процесс монтажа ролика выглядит следующим образом (я намеренно не вдаюсь в технические подробности работы с видео-редактором Adobe Premiere, так как это тема для отдельной огромной технической статьи):
Сперва видео «обрезается» — то есть, убирается «зеленка», остается только ведущий на прозрачном фоне.
После ненужный материал убирается, склеивается только тот, который нужен.
Для того, чтобы придать ролику динамики, монтажер чередует крупный план с дальним.
Для видео создается заставка, которая в дальнейшем будет сопровождать все ролики в данной категории. Например, у нас есть 2 разных заставки для двух разных рубрик: «Интернет-магазин за 59 минут» и «Большой мозг». Заставка делается один раз, а потом тиражируется по всей серии роликов.
В видео вставляются «перебивки», которые предварительно подготовлены дизайнером. В данном случае к перебивкам мы относим тему ролика, а также подзаголовки. К примеру, тема «Как начать видео-маркетинг», а подзаголовками будут «Пишем сценарий», «Готовим студию» и т. д.
Добавляем запланированные по сценарию сопроводительные «призывы к действию» (подписка на канал, осуществление заказа, отправка запроса). Кроме того, в видео желательно добавить визуальные акценты (например, подкрепить слова ведущего всплывающими иконками, фразами, плашками)
Часть 4. Маркетинговая
Когда ролик готов, нужно сделать так, чтобы его смотрели. Как привлечь зрителей? Рекомендую воспользоваться POEM-стратегию: то есть, задействовать платные, собственные и завоеванные медиа в комплексе.
К собственным в данном случае относится не только ваш сайт и канал на видеохостинге, например, You Tube, но и информирование о видео ваших email-подписчиков с помощью рассылки, а также обязательная трансляция видео в ваших аккаунтах в социальных сетях: Вконтакте, Facebook.
С платными медиа нужно экспериментировать. Возможностей много: контекстная реклама, ретаргетинг, продвижение постов в Facebook, и это далеко не все инструменты продвижения вашего видео.
С завоеванными медиа придется поднапрячься. Чтобы ваше видео, к примеру, репостнул «лидер мнений», нужно, как минимум, сделать такой контент, который он посчитает очень актуальным и полезным.
Но вернемся к собственным медиа. А если быть точнее, то к YouTube-каналу. Всем известно, что люди ищут нужные им видео в рамках внутреннего поиска этого видеохостинга. Поэтому, важно подготовить свой канал ко встрече со зрителями, а также оптимизировать свое видео для более высокого ранжирования в поисковой выдаче You Tube. Предлагаю совершить такой ритуал:
Если у вас еще нет канала — хороший и понятный мануал по его созданию тут.
Оформите свой канал: обложка, аватар, ссылки на сайт и соцсети. Желательно в самой обложке призывать к действию (подписаться) и аргументировать, что тут полезного ждет зрителей.
Залейте на канал видео. В названии ролика, а также в описании и тегах, обязательно должны быть ключевые слова — это позволит вашему ролику лучше ранжироваться. Обращайте внимание не только на высокочастотники, но и те, по которым конкуренция не будет столь жесткой. Советую воспользоваться инструментом подсказки ключевых слов.
В само видео встраивайте аннотации (мануал тут). Свяжите ваш канал с сайтом, чтобы иметь возможность вставлять внешние линки в аннотации.
В идеале, регулярно публиковать новые ролики (2-3 раза неделю).
Создавайте тематические плейлисты, в заголовки которых включая ключевые слова. Во-первых, плейлисты упрощают навигацию по разделам вашего канала, особенно когда видео у вас уже много. Во-вторых, ключевые слова плюс в карму к ранжированию во внутреннем поиске Ютуба.
На ранжирование также влияют поведенческие факторы: количество просмотров, комментарии, «лайки» и «дислайки». Как видите, в продвижении видео в поиске Ютуба много общего с традиционным SEO :-)
И напоследок, лайфак из личного опыта. Всегда снимайте видео с запасом, это позволит не бегать как ошпаренный в поисках видеоматериала, когда они внезапно кончились и ничего нового не отснято. А еще, составляйте контент-план на 2-3 месяца, привязав выход видео к определенному дню недели. Так и вашей аудитории будет проще, ведь они будут знать, что по средам, к примеру, у вас выходит новый ролик, и вас будет дисциплинировать, ведь раз уж взялись делать видео, то нужно делать это регулярно и систематично.
Успехов вам в видео-маркетинге!
Автор: Екатерина Девяткина, маркетолог компании Artjoker.
Комментариев нет:
Отправить комментарий