четверг, 14 августа 2014 г.

ЧЕТЫРЕ ЖЕНЩИНЫ - ЧЕТЫРЕ ВЕТРА В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ


Sentio ergo sum… Хроники психотерапии.

- Вот вы психотерапевт? – агрессивно спросил Б. прямо с порога. Высокий интересный мужчина, 39 лет, по виду и разговору типичный айтишник. Встреча назначена «срочно-срочно, а можно вчера?»

- Да, - подтвердила я – по крайней мере, в дипломе у меня написано именно так.
- Тогда объясните, что хорошего в этих ваших чувствах? 
- В моих? – изумленно уточнила я, - а в каких именно?
- Да нет, - Б. отмахнулся от моей непонятливости досадливым жестом, - вообще, в эмоциях. Зачем нужно во всем этом вариться? Для чего это людям? - его аж слегка передернуло. 

К такому философскому вопросу от человека, приехавшего на встречу в 7 утра с другого конца страны, я готова не была и задумалась. 

- А почему вас так срочно взволновала эта тема? – я решила «поиграть в психотерапевта». 

- Ой, давайте только без этих ваших штучек «А почему вы спрашиваете? Вы хотите об этом поговорить?». 

- Давайте, – по утрам я обычно сама доброта. – Но тогда отвечать буду только о себе. О Вас я ничего не знаю и понятия не имею, зачем вам эмоции, а о других людях мне неинтересно. Их тут нет и денег за встречу они не платили. 
- Ладно, - идея показалась ему логичной. 
- Когда я чувствую, то ощущаю себя живой. Sentio ergo sum, - я на всякий случай блеснула эрудицией, вспомнив обороты речи во время нашей беседы по телефону. 
- И все? – простота ответа, несмотря на приправу из латыни, его явно не удовлетворяла. 
- Для меня – да. 
- Но это же больно?!! 

Ситуация потихоньку начинала проясняться… 

Я уже давно знаю, что у меня процент клиентов мужчин относительно высок. Представители сильного пола, в целом, реже приходят на терапию, поэтому их заметно меньше чем женщин. А у меня стабильно от 30 до 50%, иногда больше. Обычный контингент – это «дигитальные» мужчины. Айтишники, физики, изобретатели, математики, бизнесмены. Когда-то давно я думала, что это потому, что я их хорошо понимаю. 
Реже это молодые мальчики, чаще – мужчины от 35 до 60, построившие карьеру, научившиеся, работать, изобретать, делать деньги, но так и не сумевшие толком разобраться с интерфейсом операционной системы Emotions 1.0. Эмоции есть, конечно, у кого ближе к поверхности, у кого глубже, но к ним нет нормального оперативного доступа. Нарушен. И нарушен очень давно. Самое забавное, что во многом благодаря этому – умению не отвлекаться на «бантики» - они добиваются, зарабатывают, придумывают невероятные вещи и прочее. Они идут вперед, не обращая внимания, на «глупости», их не отвлечешь ерундой вроде необходимости «понюхать розы», потому что эмоции и ощущения ходят парой, и часто у этих людей и с телом связь так себе. Они носят «одежду», едят «еду», ездят «на отдых» и занимаются сексом, почти не отрываясь от компьютера. В общем, «первым делом самолеты».

Но в какой-то момент их «накрывает». Что-то происходит. То ли оказывается, что на календаре уже 40, а у тебя нет ни жены, ни детей, с которыми можно хихикать по утрам в выходные, поедая оладьи и перемазавшись вареньем, как в дурацких мелодрамах. То ли, наоборот, после 20, а то и 30 лет совместной жизни, оказывается, что брак до такой степени истерся и обветшал, что там уже ничего не осталось, одна пустота, которую приходится заполнять бесконечными скандалами или холодным молчанием. Иногда пустота эта подкрадывается со словами «все уже есть, а я забыл, как это хотеть изо всех сил», иногда в виде кризиса середины жизни «мне уже 50, а я ничего не…», иногда в виде творческого кризиса – нет новых идей, ощущение, что все стоит на месте, иногда в виде депрессии…

И тогда они приходят. С прямыми вопросами о чувствах, как Б. из начала статьи или как один из участников давней группы «вот я же знаю, что бывают люди, которые чувствуют…», со своей пустотой, с непониманием почему жизнь стала похожа на систему из пяти уравнений с двумя неизвестными, почему его бросает 115-я женщина или почему он бросает ее. И злятся, злятся ужасно, когда я начинаю задавать им свои дурацкие вопросы.

- Что ты сейчас чувствуешь?
- В смысле?
- Прямо сейчас.
- Мне непонятно, как …
- Это то, что ты думаешь, а чувствуешь ты что?
- Чувствую, чувствую, чувствую… Чувство глубокого математического несоответствия (дословная цитата). 

- Чем?! Чем ты вот это чувствуешь? Тайм-аут.

Это те мужчины, у которых не развита анима (простите мой юнгианский) или женское начало. Поэтому их и привлекает терапевт вроде меня, как выразился один из клиентов «женщина в кубе».

Многое из того, что мы воспринимаем как женское - гибкое, теплое, эмоциональное, изменчивое, толкающее на безумства, непонятное, нелогичное и иррациональное – остается для таких мужчин чужим, часто враждебным. Мы все драконы о двух головах, в нас неизбежно должно быть мужское и женское, и если что-то останавливается в развитии, рано или поздно мы начинаем ощущать эту «ущербность».

Развитие анимы внутри мужчины происходит, когда он сталкивается с женщинами на своем пути. Юнг выделял четыре стадии развития анимы. Чтобы пройти «путь героя» и достичь гармонии, в идеале нужны все четыре. Ну и я не буду отступать от первоисточников, потому что этих четырех женщин можно рассматривать не просто как стадии развития эмоционального женского начала в мужчинах. Это часто и стадии того, как мужчина воспринимает женщину на разных этапах отношений, и те женщины, которых он неосознанно выбирает, «застряв» на той или иной стадии развития анимы.

1. Ева – праматерь, природа, лоно. Она питает, она принимает и окутывает, она воздух, вода и сама жизнь. Каждому ребенку вначале нужно испытать слияние с матерью, то самое естественное «Я-ты», которое есть в первые дни и месяцы жизни. Это бьющая через край и не имеющая границ щедрость. Это огромный ресурс, который возникает вследствие проживания материнской любви и в дальнейшем является источником ощущения собственной состоятельности, способности, любимости, значимости, ценности.

При этом сладостное слияние с Евой несет опасность поглощения, которому наш герой неосознанно сопротивляется. Женщина не воспринимается им как личность, она кажется обольстительной и опасной одновременно. Мужчины, застревающие на этой стадии, часто остаются с матерью, избегая опасности, либо выбирают ту, «у которой грудь больше», а потом бросают, чтобы не съела.

2. Елена – недоступный предмет сексуальных вожделений. Причем, главное слово тут – недоступный. Это может быть настоящая женщина, но тогда она замужем, живет за тридевять земель или наш герой точно не в ее вкусе. А может быть и некий идеальный образ, совершенно не имеющий отношения к реальности.

Елена – это ценный приз, который надо завоевывать. Наш герой уже оторвался от матери и вышел в мир мужчин. Елене и через нее он доказывает свою собственную ценность, вступает в тяжелую конкурентную борьбу (кстати, добиваясь на этом пути немалых успехов – богатств, карьеры и прочих ништяков). Как только приз завоеван… Тададам! Он обесценивается. И наш герой может начать искать новый приз, поглядывая на сторону в поисках приключений. В случае конфликтов, например, он может «сбегать» в новые романы или флирт, ища там подтверждения своей ценности, утешение и понимание.

3. Мария – образ по ценности соответствующий образу матери. Юнг его определяет, как нечто вроде духовной сестры или проводника, если говорить о развитии внутренней анимы. Реальные же женщины на этой стадии становятся женами и спутницами. Мужчина уже в состоянии хранить им верность. Эрос и Антэрос, страсть и логика объединяются.

Сложность в том, что мужчина по-прежнему ждет от этой реальной женщины совершенства и требует от нее тех переживаний, которые может получить, только развив собственные чувства. «Заместительная терапия», конечно, намного лучше чем ничего, но часто выходит боком.

4. София – ясное дело, Божественная Премудрость, она же женская половина бога. Для мужчин после всех анекдотов о блондинках частенько является шоком то, что мудрость относится к женскому началу. София умеет находить верные решения, понимать и примирять. В ней есть равновесие и умение слышать свои и чужие чувства.

Мужчина, «прокачавший» свою аниму до этого уровня, перестает меряться «у кого длиннее» и доказывать всем и каждому, кто здесь мужик. Теперь он может спокойно творить, любить и работать, сообразить, что бог внутри него и быть при этом счастливым от ерунды. Ну, совсем как женщина.))

А у Б. недавно родились близнецы.)) Но тогда мы еще долго обсуждали судьбу его матери и бабушки, говорили о его первой любви, разбирались в том, что такое тепло, жалость и нежность, как он ощущает злость в плече, а в горле обиду. И на кой черт нужна боль…


Анна Зарембо

Комментариев нет:

Отправить комментарий