О ЧЕМ РАССКАЗАЛА ШИМПАНЗЕ УОШО
Ученые давно спорят о том, способны ли высшие животные оперировать символами? Разговаривают они или обезьянничают? На эти темы пишутся исследовательские статьи, защищаются докторские диссертации.Не так давно телеведущий Александр Гордон показал в прямом эфире серию интервью с российскими учеными. Те поделились своими исследованиями способностей человекообразных обезьян. Привели наиболее интересные достижения зарубежных биологов в этой области.
Достижения оказались столь невероятными, что, если бы не авторитет ученых, можно было все ими сказанное отнести к псевдонаучной сенсации.Весьма интересными были рассказы доктора биологических наук, исследователя разумного поведения животных З. А. Зориной и доктора исторических наук, специалиста в области антропологии и этологии приматов М. Л. Бутовской.По их словам, американские ученые Алан и Беатрис Гарднер в 1966 году взяли на воспитание 10-месячную самку шимпанзе — Уошо. Чета хотела понять, сможет ли обезьяна освоить язык жестов глухонемых.Через очень короткое время Уошо не просто выучила слова, а стала задавать вопросы, комментировать свои и чужие действия, охотно вступала в двустороннее общение с людьми.
Шимпанзе превзошла ожидания своих наставников, и… за три года обучения свободно пользовалась 130 знаками. К месту употребляла слова, составляла их в предложения, изобретала собственные знаки, и даже шутила и ругалась.Если Уошо ошибалась, то сама себя поправляла. Она точно различала знак своего имени и местоимения от 1-го лица — «я», «мне», «ты» и местоимения притяжательные — «твой», «мой». Обращаясь с просьбой, ставила «ты» перед «мне» Если ей говорили знаками «я тебя щекотать», она ждала, когда ее будут щекотать. А если говорили «ты меня щекотать», она щекотала собеседника.Со временем Уошо обобщила знак «открой» и перенесла его на большое количество объектов, в том числе коробок, ящиков, портфелей, кастрюль, бутылок, водопроводный кран! Она бранилась на служителя, долго не дававшего ей пить, назвав его «грязный джек». В похожих случаях разные подопытные шимпанзе и гориллы относили слово «грязный» к надоедливым собратьям или нелюбимому поводку для прогулок.
Так, например, горилла Коко, воспитанная Пенни Паттерсон, обозвала своего жениха Михаэля «грязным туалетом» за то, что тот поломал ее куклу.В другом повествовании ученых речь шла о представителе недавно открытого подвида карликовых шимпанзе бонобо — Канзи. Вместо жестов его обучили пользоваться специальной компьютерной клавиатурой с условными клавишами-значками, которые и обозначали слова. При нажатии клавиши слово отображалось на мониторе в виде картинки. Таким образом, удобно вести диалог, исправлять или дополнять реплики. Но Канзи кроме этого без специального обучения распознавал около 150 слов.Его опекун доктор Сью Сэвидж-Рамбо просто так с ним разговаривал. По мнению ученого, обезьяны часто догадываются о намерениях говорящего, даже не понимая значения слов. Как если бы человек следил за «мыльной оперой» с выключенным звуком телевизора. Ведь смысл все равно будет понятен. Рамбо подтвердил это наблюдение, проведя эксперимент, сравнив понимание предложений у 8-летнего Канзи и у девочки Али 2-х лет.Тестирования продолжалось с мая 1988 до февраля 1989 года. Из 600 устных заданий и Канзи выполнял 80%, и Али — 60%. Например, «поставь тарелку в микроволновку», «вынеси ведро на улицу», «налей лимонад в кока-колу», «набери сосновых иголок в сумку» и т.д.
Такое удивительное языковое поведение обезьян ставит очевидный, хотя и неоднозначный вопрос: можно ли считать, что язык Уошо, Канзи и Коко близок языку двухлетнего ребенка, или же это совсем другой «язык», лишь немного похожий на человеческий?В одной из передач А. Гордона эту тему развивала профессор Т. В. Черниговская. По ее мнению, освоенные шимпанзе и гориллами языковые навыки еще не говорят о том, что они оперируют человеческим языком. В противовес этому тезису ведущий рассказал анекдот: «На цирковую арену вышла свинья со скрипкой и виртуозно на ней сыграла. Зрители восторженно зааплодировали, и лишь один остался равнодушным. — Вам, что не понравилось? — спросил его сосед. — Да нет, неплохо, но – не Ойстрах».
Достижения оказались столь невероятными, что, если бы не авторитет ученых, можно было все ими сказанное отнести к псевдонаучной сенсации.Весьма интересными были рассказы доктора биологических наук, исследователя разумного поведения животных З. А. Зориной и доктора исторических наук, специалиста в области антропологии и этологии приматов М. Л. Бутовской.По их словам, американские ученые Алан и Беатрис Гарднер в 1966 году взяли на воспитание 10-месячную самку шимпанзе — Уошо. Чета хотела понять, сможет ли обезьяна освоить язык жестов глухонемых.Через очень короткое время Уошо не просто выучила слова, а стала задавать вопросы, комментировать свои и чужие действия, охотно вступала в двустороннее общение с людьми.
Шимпанзе превзошла ожидания своих наставников, и… за три года обучения свободно пользовалась 130 знаками. К месту употребляла слова, составляла их в предложения, изобретала собственные знаки, и даже шутила и ругалась.Если Уошо ошибалась, то сама себя поправляла. Она точно различала знак своего имени и местоимения от 1-го лица — «я», «мне», «ты» и местоимения притяжательные — «твой», «мой». Обращаясь с просьбой, ставила «ты» перед «мне» Если ей говорили знаками «я тебя щекотать», она ждала, когда ее будут щекотать. А если говорили «ты меня щекотать», она щекотала собеседника.Со временем Уошо обобщила знак «открой» и перенесла его на большое количество объектов, в том числе коробок, ящиков, портфелей, кастрюль, бутылок, водопроводный кран! Она бранилась на служителя, долго не дававшего ей пить, назвав его «грязный джек». В похожих случаях разные подопытные шимпанзе и гориллы относили слово «грязный» к надоедливым собратьям или нелюбимому поводку для прогулок.
Так, например, горилла Коко, воспитанная Пенни Паттерсон, обозвала своего жениха Михаэля «грязным туалетом» за то, что тот поломал ее куклу.В другом повествовании ученых речь шла о представителе недавно открытого подвида карликовых шимпанзе бонобо — Канзи. Вместо жестов его обучили пользоваться специальной компьютерной клавиатурой с условными клавишами-значками, которые и обозначали слова. При нажатии клавиши слово отображалось на мониторе в виде картинки. Таким образом, удобно вести диалог, исправлять или дополнять реплики. Но Канзи кроме этого без специального обучения распознавал около 150 слов.Его опекун доктор Сью Сэвидж-Рамбо просто так с ним разговаривал. По мнению ученого, обезьяны часто догадываются о намерениях говорящего, даже не понимая значения слов. Как если бы человек следил за «мыльной оперой» с выключенным звуком телевизора. Ведь смысл все равно будет понятен. Рамбо подтвердил это наблюдение, проведя эксперимент, сравнив понимание предложений у 8-летнего Канзи и у девочки Али 2-х лет.Тестирования продолжалось с мая 1988 до февраля 1989 года. Из 600 устных заданий и Канзи выполнял 80%, и Али — 60%. Например, «поставь тарелку в микроволновку», «вынеси ведро на улицу», «налей лимонад в кока-колу», «набери сосновых иголок в сумку» и т.д.
Такое удивительное языковое поведение обезьян ставит очевидный, хотя и неоднозначный вопрос: можно ли считать, что язык Уошо, Канзи и Коко близок языку двухлетнего ребенка, или же это совсем другой «язык», лишь немного похожий на человеческий?В одной из передач А. Гордона эту тему развивала профессор Т. В. Черниговская. По ее мнению, освоенные шимпанзе и гориллами языковые навыки еще не говорят о том, что они оперируют человеческим языком. В противовес этому тезису ведущий рассказал анекдот: «На цирковую арену вышла свинья со скрипкой и виртуозно на ней сыграла. Зрители восторженно зааплодировали, и лишь один остался равнодушным. — Вам, что не понравилось? — спросил его сосед. — Да нет, неплохо, но – не Ойстрах».
Судя по всему, у лингвистов и биологов просто нет аргументированного ответа на этот вопрос. И главная причина разногласий в том, что до сих пор нет устоявшихся определений и понятий.То, что ребенок и обезьяна воспринимают человеческий язык по-разному — это безусловно. Но «говорящие» обезьяны классифицируют действительность сходным с человеком образом. Они делят явления окружающей действительности на те же категории, что и люди.Скажем, знаком «беби» все обученные обезьяны обозначали и детей, и щенят, и кукол.
Уошо делала жест «собака» и когда встречала собак, и когда слышала собачий лай, и когда видела их изображения — независимо от породы. Тоже самое делают дети.Горилла Коко, увидев на пальце у Пенни колечко, «сказала»: «ожерелье-палец». А шимпанзе Уошо называла лебедя «птица-вода». Что это, как не язык ребенка? Тот ведь тоже, когда видит самолет, говорит «бабочка».Более того, жених Коко горилла Михаэл, усвоивший язык жестов в весьма позднем возрасте, проявлял чудеса смекалки! Он апеллировал абстрактными понятиями, такими как прошлое, настоящее и будущее. Однажды он рассказал о том, что когда он был маленький и жил в джунглях, охотники убили его маму.
В отличие от людей, «говорящие» обезьяны проблему «идентификации» своего языка давно решили: по их мнению, он — безусловно человеческий. А раз язык — уникальный признак человека, то, значит, и сами они «стали людьми». Этот их вывод подтверждался неоднократно.Уошо, например, не сомневаясь, причисляла себя к роду людей, а других шимпанзе называла «черными тварями». Человеком считала себя и Коко. Когда предложили отделить фото животных от фото людей, она уверенно поместила свое изображение к изображениям людей. А вот фотография ее волосатого и голого отца была ею пристроена к стопочке слонов, лошадей и собак.
Уошо делала жест «собака» и когда встречала собак, и когда слышала собачий лай, и когда видела их изображения — независимо от породы. Тоже самое делают дети.Горилла Коко, увидев на пальце у Пенни колечко, «сказала»: «ожерелье-палец». А шимпанзе Уошо называла лебедя «птица-вода». Что это, как не язык ребенка? Тот ведь тоже, когда видит самолет, говорит «бабочка».Более того, жених Коко горилла Михаэл, усвоивший язык жестов в весьма позднем возрасте, проявлял чудеса смекалки! Он апеллировал абстрактными понятиями, такими как прошлое, настоящее и будущее. Однажды он рассказал о том, что когда он был маленький и жил в джунглях, охотники убили его маму.
В отличие от людей, «говорящие» обезьяны проблему «идентификации» своего языка давно решили: по их мнению, он — безусловно человеческий. А раз язык — уникальный признак человека, то, значит, и сами они «стали людьми». Этот их вывод подтверждался неоднократно.Уошо, например, не сомневаясь, причисляла себя к роду людей, а других шимпанзе называла «черными тварями». Человеком считала себя и Коко. Когда предложили отделить фото животных от фото людей, она уверенно поместила свое изображение к изображениям людей. А вот фотография ее волосатого и голого отца была ею пристроена к стопочке слонов, лошадей и собак.
Комментариев нет:
Отправить комментарий