суббота, 16 мая 2015 г.



Понятие «лидер» часто путают с понятием «лучший», «первый», хотя это – разные вещи. Лидер – это «ведущий», тот, за кем идут люди, кто обладает влиянием. Лучший ли он сам при этом, неважно. Обычно, когда влияние лидера очень велико, его считают лучшим, но это – следствие.

Путаница эта неслучайна и приводит к очень грустным эффектам. 

Нередко люди думают, что стать лидером можно сразу, стоит лишь достичь хорошего результата в работе. Они достигают объективно высоких результатов, но не получают при этом влияния. Их заслуги игнорируют или им завидуют, но лидерами не считают, в лучшем случае - конкурентами. Они обижаются на людей, считают их стадом, пытаются доказать им свое превосходство, и получают еще худший эффект. 

Вот статья в «Нью-Йорк Таймс» - «Они построили коммуну, но никто не пришел», про двух мужчин, которые купили землю в Пенсильвании, построили 25 домов, ферму, создали за тридцать лет много полезного, и были уверены, что другие геи к ним присоединятся, когда они сделают город. Увы, никто не присоединился. Они хотели стать лидерами, но стали отшельниками, даже и друг с другом расстались, то есть перестали быть парой и перешли жить в разные дома. Грустный юмор этой статьи в том, что построить коммуну для людей без людей невозможно, сначала нужно организовать людей, а потом уже вместе с ними строить коммуну. 

Часто родители считают, что будут лидерами ребенка по той лишь причине, что они – более опытны, добились большего, чем он пока, но ребенок не считает их лидерами. Обиженный родитель думает, что все дело в том, что ребенок возомнил себя умней, и поэтому обесценивают его заслуги, унижают. В ответ ребенок старается огрызаться и побольней задевать. Иногда откровенно вредя себе, поскольку это – самое болезненное для родителя. 

То же самое происходит в любом супружеском конфликте. «Я не хочу делать, как ты говоришь» воспринимается как «я считают свои заслуги в этом больше твоих» и поэтому обиженная сторона начинает обесценивать заслуги другого.

На самом же деле очень часто причина в том, что человек вообще не хочет заниматься тем, о чем говорит другой, ему это неинтересно. На иное направлено его внимание, иное вызывает его интерес, то есть его энергия течет совсем в другую сторону, и просто так прийти и сказать «а вот я сюда энергию направил и получаю бонус, равняйся на меня, иди за мной» не получится. 

Помните варианты, которые я перечисляла для родителей, желающих повлиять на подростка? По большому счету, все эти варианты сводятся к тому, чтобы установить с ребенком раппорт. 

Раппорт в современной психологии толкуется как создание единого поля. «Открыть», «расположить к себе», «вызвать доверие», «установить контакт», «наладить связь» - все это касается раппорта. 

Изначально раппорт – термин, который ввел гипнотизер Месмер, говоря о физическом контакте гипнотизера и гинотизируемого, благодаря которому передается «магнитный флюид». Позже представление о раппорте расширилось. В психоанализе раппортом называется вид переноса, при котором человек воспринимает другого как благоприятную родительскую фигуру, не родителя-тирана, не пожирающую мать и отца-соперника, а родителя-избавителя и спасителя. Отсюда становится достаточно понятным механизм лидерства. 

Очень часто люди спорят, можно ли влиять на другого человека? Можно ли спасти наркомана и алкоголика, можно ли переделать супруга, можно ли перевоспитать подростка, можно ли изменить родителя, вмешаться в жизнь друга, убедить людей отказаться от войны и т.д.? Многие дают ответ «нет», но это неверно. 

Можно! Конечно, можно. При условии, что человек или люди, на которых вы хотите влиять, будут считать вас своим лидером. Если вы сумеете установить с ними раппорт, и они наделят вас свойствами родительской фигуры (это еще называется «авторитет»), повлиять вы на них сможете. В противном случае напрямую нет, разве что путем хитроумных манипуляций, о которых я буду рассказывать, но нескоро. Прямое влияние возможно только из позиции признанного лидера. А чтобы стать лидером, недостаточно быть лучшим, а иногда и совершенно необязательно.

Что важно для лидера, так это раппорт, а еще достаточный запас энергии, чтобы вести человека за собой - пассионарность, то есть свой поток. Цель и уверенность в себе – это то, что обычно путают с запасом энергии. На самом деле четкой цели у лидера может и не быть. Говорят, В.И. Ленин был весьма обескуражен, когда революция так быстро победила и что делать дальше решал на ходу. Цель может быть приблизительной, об уверенности в себе лидер вообще может не задумываться, но ему нужен мощный поток, который будет тянуть его куда-то, воодушевлять. Очень часто лидеры сами находятся под тотальным влиянием другого лидера или какой-то идеи. Если вы хотите вести за собой не народы, а одного человека, хватит и небольшого потока, лишь бы он был. 

Обратите внимание, одного своего потока мало. Нужен еще раппорт, то есть сначала нужно войти в поле человека, образовать с ним единое пространство, и только потом увлекать его в своей поток. Само собой разумеется, многие лидеры об этой технологии не думают, у них это все получается по наитию, от пылкого сердца, но мы не можем анализировать наития и сердечный пыл, мы можем разбирать только механизмы. И вот механизм именно таков: подстройка-раппорт-ведение – классическая формула, очень понятно изложенная еще гениальным И. П. Павловым, но до сих пор плохо понимаемая большинством. 

А зачем это большинству? Хотя бы для того, чтобы не насиловать и не третировать близких, когда им хочется «помочь», которых хочется «спасти», «остановить». Помогать, спасать, навязывать свою точку зрения без малейшего раппорта бесполезно. Если человек закрыт от вас, любое ваше посягательство на лидерство (а это именно оно, как бы красиво вы это ни оформляли) будет встречено в штыки. 

Помните Бабу со скалкой? Она пытается скалкой прорубить себе окно в поле партнера. Прорубает иногда, но воспринимается как им захватчик и агрессор и партнер после думает, как бы выдворить ее и получше закрыться. Каждое применение скалки все больше уменьшает раппорт в отношениях (близость, связь, доверие, открытость и т.д.). 

Так что работает только одна схема:

1. Найти то, что интересует человека, и не умозрительно, а эмоционально вовлекает (тревожит, волнует, радует, бесит, о чем он мечтает, чего он боится - с чем связан его эмоциональный поток). Особенно трудно сделать это, когда человек в апатии, тогда важно зацепиться хотя бы за что-то. (Иногда можно и заразить, если человек не слишком закрыт и эмоционально отзывчив, но это отдельная тема). 

2. Встроиться в этот поток (о видах и способах подстройки я еще расскажу), став ему полезным и установить раппорт.

3. Приобрести в его потоке влияние (это делается путем правильных вложений, чего не понимают жадины и эгоисты, про вложения я расскажу) и углубить раппорт.

4. Приобретя достаточное влияние (только через пользу, иногда через иллюзию пользы, но человек должен в это верить), вести за собой туда, куда надо. 

Другой схемы нет и быть не может. Все успешные виды влияния всегда укладываются в эту схему, даже если неопытный глаз не узнает ее. 

Подобную схему подробно и больше того описал в своих пропавших трудах В.М. Бехтерев. Говорят, что до того (или после) как его труды исчезли, их подробно изучал А. Гитлер и И. Сталин. 

Но многое из этого было открыто раньше, параллельно, многое восстановлено или придумано заново, поскольку законы человеческой психики – одни и те же, и внимательное их изучение всегда дает очень похожий результат, пусть и с разницей в подходах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий