пятница, 17 июля 2015 г.

КАК ВСЁ ЭТО НАЧАЛОСЬ


Как я дошел до жизни такой...
По многочисленным просьбам начал публиковать рассказ о том, как я начал заниматься бизнесом и что из этого получилось. 

Начать, наверное, стоит с того, как я вообще начал заниматься 3D-графикой. 

Решающую роль в начале всей этой истории сыграл мой сосед, одноклассник и друг детства Нариман Намазов. Многим из вас он знаком под ником Абу. Сейчас Нариман – владелец Двача (это как ЖЖ, только лучше). В школе Наримана звали либо Нарим, что его устраивало, либо Намаз, что его не устраивало. За глаза можно было употребить слово «хач», но потом получить от Наримана по шее.

Но началось все гораздо раньше. 

Дело было классе в 6-м или даже 5-м! Я могу ошибаться, но хорошо помню, что в то время девочки нас еще не интересовали (интересовать они нас начали в 7-м классе), а интересовали только компьютеры. Большинство наших общих интересов крутилось вокруг компьютеров. Нариман был более опытным в этих делах и постоянно меня учил. Он удалял на моем компьютере (P133) вирусы, помогал разобраться с программами. Мы играли с ним по модему в какие-то игры (вроде, "Диабло" первая часть). В выходные вместе ездили на Митинский радиорынок за новыми дисками. (До сих пор помню, как вместо оригинальной игры купил на последние деньги дополнение к Command & Conquer и, придя домой, ужасно расстроился).


Золотые были времена. Программы и игры надо было взламывать. В интернет выходили по модему, и надо было еще дозвониться. Ситуацию осложняло то, что у меня дома был спаренный телефон, и сосед, сука такая, любил поболтать часами. И часами я ждал, когда он закончит болтать, чтобы прозвониться в интернет. И ярчайшее воспоминание того времени, когда ты сидишь в интернете, играешь или качаешь что-то, и тут связь обрывается, раздается такой еле слышный щелчок модема. Но для меня этот щелчок был как выстрел! Это значило, что связь пропала, и телефон занимал сосед! Один из самых страшных и неприятных звуков в моей жизни.


И вот однажды Нариман рассказывает мне на школьной перемене, что установил какую-то хитрую программу, в которой можно было рисовать трехмерные картинки. Программа называлась 3D Studio MAX. Не помню, с какой версии мы начинали, Нариман вроде бы даже под DOS 3Д-Макс запускал, но я себе поставил либо первую, либо вторую версию программы под Винду. Я еще только учился создавать чайник, а Нариман показывал мне каких-то пауков, раздирающих руку человека. Выглядело жутко. Мне не верилось, что такое можно было нарисовать на компьютере. И я начал учиться. Друг, вдохновивший меня на трехмерное творчество, быстро охладел в графике, а я, наоборот, увлекся. 


Дальше были десятки книг по 3Д-Максу, сотни часов за компьютером. Какие-то ролики, придуманные мной герои. К сожалению, никакие работы не сохранились. Несколько лет назад в интернете на заброшенном сайте своей школы удалось найти только пару картинок.


Там были еще какие-то гоблины, пейзажи, корабли. Я участвовал с этими картинками в каких-то конкурсах и даже получал призы. Если вдруг у кого-то сохранились картинки, пришлите в комментарии.


Мое знакомство с 3Д-Максом в принципе оказало огромное влияние на всю мою жизнь. Начав рисовать еще в школе, я поступил в Архитектурный институт и вскоре начал зарабатывать на компьютерной графике, занимаясь фрилансом. А еще через несколько лет появилась студия компьютерной графики


Мое увлечение трехмерной графикой было весьма прохладным. Быстро освоив нужный мне уровень, я потерял интерес к программе. Несколько лет я практически не рисовал. Потом я начал готовиться к поступлению в Архитектурный институт, и времени на компьютер не было совсем. Стоит отметить, что в процессе подготовки к поступлению в институт 3D Max мне очень помог. Я использовал программу для создания и дальнейшего переведения композиций из геометрических фигур.


Одним из предметов, необходимых для поступления в МАРХи, была композиция. Нужно было на листе ватмана изобразить композицию из геометрических фигур (куб, шар, цилиндр, конус и т.д.) Сложность состояла в том, что композицию надо было изобразить в перспективе, кроме того, грамотно построить все тени. Я немного жульничал и проверял правильность построенных теней, раскрытие эллипсов, цилиндров и точность перспективы с помощью 3D Max.


Помню, был забавный случай, когда ради эксперимента я полностью перевел из 3D Max композицию, а преподаватель пытался убедить меня, что я ошибся в перспективе. Когда я сказал, что это рисовал компьютер, а он не мог ошибиться, преподаватель был взбешен. Больше я от него хороших оценок не получал ))) Но было весело!


Интерес к 3D возродился с поступлением в институт. Компьютер облегчал обучение по многим предметам. Вначале я пытался разобраться с АрхиКадом, но он мне казался примитивным, особенно в части рендера. Пришлось вернуться в 3D Max, а чертить в АвтоКаде. Через год я уже рисовал неплохие интерьеры, часами сидел на форумах, посвящённым 3D-графике, читал уроки и советы.


На втором курсе я увидел на информационной доске Московского архитектурного института 
приглашение на работу. В архитектурную фирму требовался визуализатор. Я позвонил по объявлению, и мне назначили собеседование.


В назначенное время я пришел в офис какого-то крупного агентства недвижимости, где по знакомству снимали комнатку два архитектора. Так как отношения у меня с ними не сложились, но зла я них не держу, имена архитекторов и название их студии я изменю. Допустим, их звали Антон и Роман. Антон с Романом выполняли для агентства недвижимости какие-то мелкие работы, вроде обмеров и подготовки чертежей для прохождения экспертизы БТИ. За это у них была возможность пользоваться переговорной комнатой и офисной техникой.


На собеседовании со мной общался Антон. Я показал ему свои работы и сразу был принят. Зарплату мне назначали 300 долларов за половину рабочего дня. Это было мало, но Антон мне объяснил, что "ты же студент, а студент много получать не может, надо через это пройти!"


Антон был похож на большую добрую собаку. Он любил джаз, вино и мечтательно рассказывал, как покупал себе джинсы "Хуго Босс" в США за 100 долларов, когда как в Москве они стоят 500. Роман был похож на злобного грызуна. Маленькие глазки, острые черты лица, вечно суетливый. Его лицо украшала гадкая ехидная улыбочка, с которой он не расставался. Объединяла их помимо архитектуры жадность. До сих пор эти два человека остаются для меня эталоном крохоборства. Половина разговоров в офисе была о том, кто сколько и где сэкономил, кто кого обманул, кто что смог украсть. 


"Представляете, друзья! Я завёл себе банковскую карточку и теперь в ресторанах можно не оставлять чаевые! Теперь я всегда говорю, что у меня нала нет. А нет нала – нет и чаевых! Вы только представьте, теперь никто не упрекнет меня в том, что я на чай не оставляю!" – хвастался Роман, придя в очередной раз в офис. "Друзья, от этих одноразовых стаканчиков один мусор. И вообще, это неэкологично. Давайте каждый себе из дома принесет кружку! Это же так мило! У каждого – своя кружка!" – объяснял свое решение не покупать больше в офис одноразовые стаканчики Антон. 


Второй темой для обсуждения в офисе были клиенты этой архитектурной студии. Клиентам выдавали клички. Например, "Толстый" или "Хмурый", или "Зелёные ботинки". После выдачи клички имя клиента забывалось. Никто в офисе, кроме Романа и Антона, настоящего имени никогда не знал. Все разговоры были примерно такими: "Завтра Толстый приедет, распечатайте его проект!". Или "Зеленые ботинки аванс перевел, начинаем работать!"


Антон с Романом делали в основном интерьеры. Клиентов им подгоняло то самое агентство недвижимости, где они снимали комнату. Работали архитекторы вдвоем, из-за жадности они не могли позволить взять себе помощников. При этом каждый из партнеров внимательно следил, чтобы второй не работал меньше. Споры о том, кто больше работает, были нормальным явлением в нашей маленькой комнатке. Как вы уже поняли, я делал для них визуализации интерьеров квартир. Приходил на работу каждый день после института и сидел часов до 8. 


Работа мне нравилась, но я не рассматривал ее как работу "на дядю". Когда меня спрашивают, я часто говорю, что никогда ни на кого не работал. Этот период своей жизни я воспринимаю как обучение, а точнее практику, за которую мне платили деньги. На работе я мог экспериментировать с новыми плагинами и техникой освещения сцен. Я накопил довольно большую базу моделей. Самое главное, я завел кучу полезных знакомств среди 3D-шников того времени. Полученный опыт сильно помог мне в дальнейшем.


Зарплату мне платили в конверте, иногда мое скупое начальство пыталось вычитать по мелочи что-то за опоздания или недостаточную, на их взгляд, работоспособность. Каждая выдача зарплаты была небольшим ритуалом. Роман выдавал мне деньги с таким видом, будто я нищенка на паперти, а он делает мне великое одолжение, спасая меня от голодной смерти. С каждым долларом он расставался крайне неохотно.


Я не помню, сколько месяцев я проработал визуализатором в этой студии... Совершенно стерлось из памяти все, что там происходило. Может быть, это были 3 месяца, а, может, и год. Я не знаю.


Закончилось все так же неожиданно, как и началось. Однажды между мной и Романом возник какой-то конфликт. Он в очередной раз обвинил меня в том, что я медленно делаю свою работу, а я ему намекнул, что пора бы разориться на новый компьютер, так как мой не справлялся с поставленными задачами. После этого посыпались личные упреки. Слово за слово, дело быстро шло к драке. В тот момент, когда мы начали вспоминать родителей друг друга нехорошими словами, Роман не выдержал и... кинул в меня пачку сигарет! Пачка, естественно, не причинила мне никакого вреда, но стала хорошим поводом послать Романа и Антона в жопу и попросить расчет.


Здесь надо сделать небольшое пояснение. Для работы над сценами я использовал много своих личных наработок. Также я принес в офис свою базу текстур и моделей, которую я собирал долгие годы. Принес много своих личных книг. Какие-то модели я покупал, какие-то менял у коллег. За всё время работы Роман с Антоном ни разу не вложили ни копейки в покупку программ, моделей или текстур, необходимых для работы. В какой-то момент они даже пытались развести меня скинуться мне на покупку нового компьютера, но я быстро пресек эти разговоры. В назначенный день я пришел на работу за расчетом.


Я сидел в машине перед офисом и ждал, когда Роман с Антоном уйдут на обед. Обедать они ходили столовую соседнего здания. Как только они вышли, я зашел в офис, включил свой компьютер и удалил с него все свои личные библиотеки и наработки, не имевшие отношения к работе. Закончив очистку, я пошел ждать бывших работодателей в переговорную.


Вскоре Роман принес мне расчет. Он волновался, так как денег дал мне меньше, чем должен был. Роман начал что-то объяснять, перебирать деньги трясущимися пальчиками и оправдываться, почему он дает мне меньше положенного. Разговоры были на уровне "Помнишь, ты чашку разбил? А это 300 рублей!". К большому удивлению Романа, я не стал с ним спорить, забрал деньги и поспешил уйти. Он явно не ожидал такого поведения, смотрел на меня ошарашенный и вместо того, чтобы попрощаться, попросил показать содержимое рюкзака. "Не забрал ли ты чего-нибудь лишнего? Ты не подумай, просто формальность: вдруг случайно взял, а мы потом искать будем?" – замялся Рома. Чтобы скорее от него отвязаться, я показал ему пустой рюкзак. Была одна мысль – поскорее навсегда переступить порог их офиса и забыть сюда дорогу.


По лестнице я спускался с улыбкой. Я чувствовал себя героем голливудского боевика, который заминировал склад со злодеями, и вот-вот за моей спиной должен раздаться взрыв, который уничтожит всё! Шаг, ещё один... Роман в это время заходит в кабинет... Я иду по тротуару, Роман понимает, что что-то не так... Я перехожу дорогу – шаг, ещё шаг, Роман включает компьютер и понимает, что ничего нет!


Вместо взрыва раздается поросячий визг уже бывшего моего директора. Сначала он орал мне вслед что-то с крыльца, потом бросился в погоню, пугая прохожих. Я остановился. Жалкая фигурка грызуна прыжками приближалась ко мне. Через несколько секунд за меня смотрели маленькие красные крысиные глазки. Роман тряс меня и требовал все вернуть. Я ему объяснял, что я удалил свои данные и вернуть их не могу, так как я их УДАЛИЛ. Роман злился, грозил мне милицией и проблемами с бандитами. 


Я в очередной раз послал Рому в жопу с его наездами и уехал в Питер на неделю. Через пару дней мне позвонил начальник службы безопасности риэлторского агентства, где снимали комнатку Роман с Антоном, и попросил, как вернусь, зайти к нему поговорить. 


Звонивший оказался вполне милым дядькой, как и полагается бывшему чекисту. Он пожаловался мне, что Роман выел ему весь мозг с требованиями оказать на меня давление. Что такое библиотеки моделей и текстур и почему они так важны для Романа с Антоном, безопасник не понимал. Он попросил меня уладить с ними конфликт, так как такой ерундой он заниматься совершенно не хочет, а терпеть истерики архитекторов он не желает.


Договорились, что я отдам самое необходимое, на этом и попрощались. Больше об Антоне и Романе я никогда ничего не слышал. Говорят, вскоре после моего ухода они поругались, и каждый пошел своей дорогой. Странно, но сейчас в интернете нет никаких следов их деятельности. Интересно, живы ли они?


Эта история окончательно убедила меня, что работать надо на себя. Было начало 2000-х. Я ушёл заниматься фрилансом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий