четверг, 3 декабря 2015 г.

ВУЗЫ, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ


Сейчас идёт много разговоров про вузы. Тема эта, пожалуй, поактуальнее ЕГЭ будет. Происходит много скандалов вокруг оптимизации, слияния, ликвидации неэффективных институтов. Ясно, что идёт реформа, старое меняется на новое. Ну и конечно, много критики по поводу всего этого процесса. У нас общество достаточно инертно и принимает перемены с подозрением. А уж слово «реформа» у нас чуть ли не ругательное. Однако достаточно немного подумать, проанализировать состояние вузов, в котором они находились ещё лет десять назад, и сегодняшние изменения, чтобы понять, что эти перемены давно назрели.

Ну вот к примеру, есть такой момент, про который забыли критики реформы, что любой хороший институт – это не просто аудитории с досками, где за партами сидят студенты. Это место, где вообще-то должны проводиться эксперименты, исследования и совершаться научные открытия. Так заведено во всём мире, да и у нас так было когда-то. Однако с приходом рыночных механизмов руководители вузов в 90-х и нулевых бросились зарабатывать деньги. Брали всё больше и больше студентов на коммерческие места, вводили «модные» факультеты типа экономических или юридических и сокращали траты на исследования, которые как бы не приносили денег сию секунду.

В итоге многие институты попросту лишились исследовательской базы, а их студенты и ведать не ведали, что в стенах их родных вузов когда-то проводились уникальные исследования, результаты которых потом активно использовались в промышленности и науке. Выросло поколение студентов, которым вся эта исследовательская деятельность была по барабану. Но ведь это был путь в никуда. Никакого долговременного фундаментального планирования, никаких прорывов при таком положении дел быть не могло. Вузы перестали котироваться за рубежом, некогда мощная отечественная научная школа потеряла всякий авторитет. И вот в верхах власти это осознали и стали принимать усилия для изменения положения дел. И мы находимся в середине этого процесса.

Конечно, можно возразить и сказать, что не все вузы перестали проводить исследования. Например, Мезоамериканский центр им. Ю.В. Кнорозова РГГУ сделал за последние годы много важных научно-исторических открытий. Но это капля в море, нужен был тотальный пересмотр стратегии. Так появился проект 5-100, в который вошли МИСиС, ВШЭ, МФТИ, НГУ и другие вузы. Целенаправленная подпитка бюджетными деньгами научных исследований уже принесла плоды, хотя 5-100 был запущен всего-то два года назад. Но вот на Вузпромэкспо (еще один важный проект, по сути, смотр достижений российских вузов) мы видим, как возрождается тенденция к исследованиям в вузах.

К примеру, на кафедре Компьютерных систем и технологий» НИЯУ МИФИ разработали дистанционный детектор лжи. Думается, в наше время, когда терроризм стал повседневной угрозой, это изобретение не останется без внимания. Университет Лобачевского на том же Вузпромэкспо показывает новый тип облегченного экзоскелета для протезирования и лечения опорно-двигательного аппарата и новый тип протеза руки. Актуально ли это? Мягко сказано. МФТИ с корпорацией МиГ подготовили моделирующий комплекс реалистичного восприятия летчиком сложных режимов полета и так далее. На самом деле даже не верится, что это всё возрождается, но, тем не менее, это факт.

Интерес к науке в вузах возрос, студенты идут в институты не только ради корочки, но и ради таких вещей. Потому что понимают – это гораздо, гораздо важнее. И институтам, которые пока не осознали данного изменения в сознании властей и студентов, скоро придётся туго. Они и деньги перестанут получать, и студенты к ним перестанут идти. Ведь тут выбор простой – либо ты ходишь в шарашку за корочкой, либо ты учишься в авторитетном вузе, исследования которого известны в стране и за рубежом. То есть, ты выбираешь своё будущее и возможности в будущем.

Из ИНЕТА

Комментариев нет:

Отправить комментарий