среда, 30 декабря 2015 г.

Про метафизику и системную аналитику


    Ввязался в пару дискуссий в фейсбуке:
- Про метафизику и обучение философии: https://www.facebook.com/elashkina/posts/1074294972592330 (зачин Анны Елашкиной там восхитительный: "Идет зачет. Студенты жмутся к задним партам, шушукаются. Призываю одного из не особо успешных к себе на первую парту. Многого не прошу, лишь повторить "первое отношения бытия к мышлению", метафизическое, то есть. Молчит. Прошу: ну вспомни какого-нибудь метафизика из пройденных. Не помнит. Говорю: ну сами придумайте, какую-нибудь метафизическую картину мира, да любую, без разницы. Студент: "ЧТО, ПРЯМО ПРИ ВАС ЧТО ЛИ??!"". Там довольно много разных моих комментов и ссылок на тексты по метафизике и онтологии.

- об системную аналитику https://www.facebook.com/elashkina/posts/944288262305061 (сорри, там какое-то ограничение на просмотр -- не всем показывает). Процитирую свой главный коммент оттуда, речь у топикстартера идёт о том, как расширить преподавание системного анализа с примеров корпоративных информационных систем на что-то побольше, типа проблем Римского клуба и моделирования мировой экономики:
Ага, ага. Курс анализа. Ибо синтеза на уровне задач размером с землю принципиально не предусмотрено )))

Только что прошёл в ленте анекдот:
— Петька, сможешь разобрать машину до последнего винтика?
— Конечно, Василий Иваныч!
— А потом опять собрать?
— Нет, Василий Иваныч, я же аналитик.

Вот и задачки размером с Землю -- особенно в исполнении таких мальтузианцев-социалистов как Римский клуб, допотопную системную динамику Форрестера и прочий аналитический антиквариат.

Системный анализ вне деятельностной перспективы, когда не пойми кто каким синтезом заниматься будет -- это пустое. Так что студента сначала нужно приучить, что пока нет стейкхолдера и непонятно, кто что и зачем делает, не стоит браться за анализ. Выход на уровень всея Земли как раз хороший пример таких задач, открываются невиданные интеллектуальные соблазны, и нужна немаленькая рефлексия, чтобы им не поддаваться. Вот Анна правильно говорит, рефлексии тут и нужно учить в первую голову -- чтобы думали, о чём они думают и подбирали для этого адекватный метод.

Если хотите задачи масштабней КИС, дайте им киберфизические системы для начала. И студенты утонут, тут же. Пусть для начала разберут абсолютно системный документ http://www.cpspwg.org/Portals/3/docs/CPS%20PWG%20Draft%20Framework%20for%20Cyber-Physical%20Systems%20Release%200.8%20September%202015.pdf

Конец года, дедлайн пройден, можно чуть-чуть и поболтать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий