четверг, 24 марта 2016 г.

ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ




Юнг был убеждён, что обдумывание своих поступков, стремление к самопознанию и интерес к философским вопросам — не что иное, как проявления человеческого инстинкта рефлексии. Фрейд же яростно это отрицал и говорил, что все люди рефлексируют исключительно на тему секса.

Аndeadd популярно объясняет человеческие инстинкты, иллюстрируя известный спор двух психотерапевтов.


Все мы знаем, что Фрейд был помешан на сексе.

По сути, он признавал только один инстинкт — сексуальный. На закате карьеры он начал осторожно говорить ещё и об инстинкте смерти, но это просто чтобы отбрыкаться от критиков. На самом деле он до последнего дня верил, что именно секс — это альфа и омега, начало и конец, и ВСЁ, чем мы занимаемся — густо замешано на эцсамом.

У этой теории есть и сторонники, и противники; в среде культурных людей, коими мы с вами являемся, принято относиться к ней скептически. Но согласитесь, иногда в башке мелькает мысль — "Блин, а вдруг Фрейд прав? Вдруг всё, что мы делаем — действительно всего лишь сублимация сексуального инстинкта? Есть ли хоть одно занятие, которое нельзя было бы истолковать в таком ключе?"

Сегодня вы узнаете ответ на этот вопрос благодаря Карлу Густаву Юнгу (и моим доходчивым рисункам - прим. Аndeadd).

Да, именно великий и неустрашимый Юнг бросил вызов Фрейду и доказал, что существуют и другие инстинкты — НЕЗАВИСИМЫЕ от сексуального.
Какие же именно?

Итак, существуют пять базовых человеческих инстинктов:

1. Сексуальный инстинкт.
2. Пищевой инстинкт.
3. Инстинкт деятельности.
4. Инстинкт рефлексии.
5. Инстинкт творчества.

Скажу пару слов о каждом из них.

1. Сексуальный инстинкт

Конечно же, Юнг не отрицал существования сексуального инстинкта, но относился к нему без свойственной Фрейду АЖИТАЦИИ.

«Да, секс это хорошо, — писал Юнг в своем дневнике. — Я и сам с симпатичными пациентками не прочь замутить, чо уж. Но поверьте мне, не сексом единым жив хомо сапиенс, есть и другие, не менее мощные и непреодолимые человеческие влечения и побуждения».



2. Пищевой инстинкт

Фрейд даже естественную потребность человека покушать объяснял подсознательным стремлением засунуть в рот какой-нибудь чужеродный предмет, символизирующий возбуждающую материнскую грудь, а то и ещё что похуже. Юнг был с этим абсолютно не согласен.


— Я тебя умоляю, Зигмунд, — говорил он Фрейду. — Неужели ты настолько равнодушен к еде, что не веришь в её привлекательность в чистом виде, без всяких там извращений? Ты селёдку с картошечкой кушал когда-нибудь? Селёдочку можно например лучком посыпать, а картофан — укропчиком, и маслица туда; не пробовал? Ну тогда ясно всё с тобой.


3. Инстинкт деятельности

А этот инстинкт, чтобы было понятнее, можно ещё назвать инстинктом неугомонности. Даже если человеку создать тепличные условия и удовлетворить ВСЕ его желания, он не сможет всю жизнь дремать на диване. Его будет тормошить и будоражить особый инстинкт — инстинкт деятельности. Классическими проявлениями этого инстинкта Юнг называл желание ИГРАТЬ и желание путешествовать.

Фрейд естественно с этим не соглашался и утверждал, что все мечтают играть исключительно на раздевание, а плавают по морям и забираются на горы только ради того, чтобы найти там нового партнера и оприходовать его от души.


4. Инстинкт рефлексии

Юнг был убежден, что обдумывание своих поступков, стремление к самопознанию и интерес к философским вопросам — ни что иное как проявления человеческого инстинкта рефлексии.

Фрейд же яростно это отрицал и говорил, что все люди рефлексируют исключительно на тему "с кем бы переспать".


5. Инстинкт творчества

Юнг свято верил в то, что мы с вами пишем стихи, рисуем картинки и лепим зверушек из пластилина не просто от переизбытка гормонов. «Творчество невозможно объяснить сублимацией полового влечения; побуждение творить — это независимый человеческий инстинкт», — говорил он Фрейду, но тот, естественно, не соглашался и продолжал гнуть свою сексуальную линию. 



Юнг подчеркивал, что инстинкт творчества проявляется не только у художников и композиторов, а абсолютно у всех людей. Знаете, ЧТО творит каждый из нас? Свою жизнь, свою личность. Это — наше самое главное творческое произведение.

«Что может „создавать“ человек, если выясняется, что он не поэт? Если вы вообще ничего не можете создавать, то, возможно, вы можете создать самого себя» © — хорошо сказано, правда?..

Ну вот, мы с вами наконец-то узнали, какие именно наши занятия являются проявлениями самостоятельных инстинктов и в своей основе к сексу НЕ имеют никакого отношения. Теперь можно кушать пироженки, читать Канта, ездить в Анталию и рисовать цветочки с чистой совестью, не мучаясь сомнениями «А вдруг я просто сублимирую?..»

Комментариев нет:

Отправить комментарий