Природа времени – наверное, самого ценного невосполнимого ресурса – кажется нам очень неоднозначной. Иногда оно бежит очень быстро. В других ситуациях оно течёт невыносимо медленно. А к ужасу многих людей его ход ускоряется по мере взросления. Почему же такая надёжная вещь, как тикающие часы, воспринимается так непоследовательно и противоречиво? Этим вопросом заинтересовалась научный автор и телеведущая Клаудия Хэммонд в своей книге «Искривление времени».
Настоящее
Вообще люди отлично измеряют время. То есть, когда нас просят оценить продолжительность, скажем, часа, минуты или секунды, мы, как правило, отвечаем точно. При этом Хэммонд заявляет, что учёным ещё предстоит найти нейронные часы, отвечающие за эти измерения.
В эксперименте, описанном Хэммонд, исследователи просили участников походить по комнате и пообщаться друг с другом до того, как по секрету сказать исследователям, кого именно они хотели бы взять в партнёры для выполнения следующего задания. Затем каждого участника по отдельности вывели из комнаты и сказали одну из двух фраз: «К сожалению, никто не хочет брать вас в партнёры, не могли бы вы поучаствовать в одиночку?» или «Все выбрали именно вас, и единственный честный выход – это дать вам возможность выполнить задание одному». Далее участников просили оценочно указать, сколько времени они потратили на данное задание.
Если испытуемый считал, что причиной его уединения стала популярность, время для него проходило очень быстро. А для тех, кто чувствовал себя отверженным, время тянулось крайне медленно.
Внимание и память также значительно влияют на восприятие времени, отмечает Хэммонд. Например, кажется, что новые ощущения, требующие большего умственного напряжения для обдумывания, тянутся дольше, чем знакомые ситуации. Именно потому дорога в какое-то новое место тянется дольше, чем путь назад, отмечает исследовательница.
Прошлое
«Мы всегда оцениваем и текущее время, и прошедшее,– рассказывает Хэммонд. – Когда есть какое-то несоответствие, кажется, что время исказилось».
Например, время может течь медленнее во время приступа гриппа. Возможно, это связано с тем, что на восприятие времени влияет лихорадка, заставляя минуты растягиваться в часы.
Но время, проведённое в состоянии болезни, кажется удивительно быстрым в ретроспективе, отмечает учёная, утверждая, что монотонность, очевидно, кодируется в мозге как единственное впечатление, тогда как такое же количество времени, проведённое, скажем, в ночном пешем походе, вызовет множество различных воспоминаний. Туристический отдых может пролететь в один момент, но в ретроспективе будет казаться, что он занял много времени.
Также на восприятие прошлого влияет возраст, из-за чего кажется, что прошлогодний сезон отпусков был на прошлой неделе. Часто такое ощущение связано с так называемым «эффектом пропорциональности»: год – это пятая часть жизни пятилетнего ребёнка, а потому ему кажется, что это целая вечность, но в 50 лет год представляет собой меньшую пропорциональную часть (одну пятидесятую), потому кажется, что он занимает соответствующую незначительную часть времени жизни.
Но, как считает Хэммонд, эффект пропорциональности виноват лишь частично. С возрастом люди накапливают жизненный опыт, всё меньше ситуаций являются новыми. Чем легче и менее примечательным становится приготовление отчёта или суфле, тем быстрее в ретроспективе проходит время.
В данном случае Хэммонд рекомендует искать новые занятия, особенно в выходные дни, когда время для большинства людей кажется особенно скоротечным. Однако учёная признаётся, что в выходные она лично предпочитает отдыхать, даже если это вызывает более быстрое течение времени.
Будущее
«Будущее – это пассивное состояние мозга, — говорит Хэммонд. – Когда он отдыхает и не занимается другими делами, он отправляется в будущее».
В уме большинства людей будущее – это обширное пространство, где есть масса времени, а также можно активно использовать навыки организации рабочего времени. Попросите занятого человека выделить сегодня 10 минут, и он не найдет свободного момента. Но спросите про час где-то через год, и он с удовольствием внесёт вас в свое расписание, даже если вероятность снижения рабочего темпа со временем невелика.
Планируя действия в будущем, будьте осторожны при выборе слов, предупреждает Хэммонд. Используя встречу в среду как пример, она объяснила, что если перенести её на два дня, люди могут не понять, ведётся ли речь о конце рабочей недели или её начале.
Это связано с тем, что люди по-разному осмысляют время. Некоторые считают его чем-то движущимся по направлению к ним, тогда как другие воспринимают себя погружающимися во время. Первая группа людей сочтёт, что встреча перенесена на понедельник, в то время как другая подумает, что встреча сдвинута на пятницу.
В общем, подчеркивает Хэммонд, хотя слово «время» является одним из самых полезных существительных, на самом деле оно не так прямолинейно, как мы привыкли думать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий