История предмета такова. Я русский человек
среднего возраста, росший и живший в деревне, столице и провинциальном городе.
Это можно назвать культурой. Иначе говоря, моя культура определяется
национальностью, эпохой и средой, в которой я воспитывался и живу. И это
одинаково для всех. Разве что у них другая национальность или кто-то не жил в
деревне, а кто- то в столице... Я хочу понять себя. Я хочу себя познать, как
учили древние. Как это сделать?
Ясно, что я состою из Тела и того, что
знает, что состоит из тела. Самым обобщенным образом это можио назвать Душой.
Следовательно, познавать себя можно либо со стороны тела, либо со стороны
души. Я избираю науку о душе, психологию.
Но я уже несколько раз принимался изучать
психологию и ни разу еще не почувствовал, что это мне хоть что-то дало! Что-то
не так с психологией, какой-то обман скрывается за этим названием! К сожалению,
я почувствовал это лет двадцать назад, а сказать себе осмелился совсем
недавно. Мы летим на это название — психология! — как мотыльки на огонь, и уходим разочарованные. Точно
нам обещали колодец с живой водой, а напиться, как во сне, дали одной иллюзии
воды. Вроде пил, вроде живую воду, — просыпаешься, а жажда никуда не ушла! А
ведь собственными глазами видел, как пил! Что-то не так с психологией...
А что? Что тут не ясно? Воспитанные в
бытовом мышлении, мы воспринимаем вначале все слова так, как они звучат.
Психология — значит, наука о душе! Я в нее хочу! Приходим мы в психологию, а
оказываемся в Науке! А в Науке нам объясняют: бытовое понимание ненаучно. Под
термином «психология» следует понимать совсем не то, что вы привыкли понимать,
а «учение о психических процессах». А под термином «психическое» следует
понимать... И так далее, и тому подобное... И так пока ты не сдашься и не будешь
брать то, что дают, вместо того, зачем пришел. И это, что дают, не утоляет
жажды...
Сами ученые от психологии заняты лишь
вопросами научного выживания и, кажется, совсем не замечают этого слома,
происходящего с их студентами. Они словно околдованы и находятся в спящем
царстве. Жизнь не может до них достучаться. Сначала они должны разобраться со
своими сверх- важными научными делами и только потом смогут снизойти до наших
житейских болей и надежд. Однажды это надоедает!
Так есть у меня Душа или нет?! Есть у меня
надежда, что я не умру, или нет?! И если такая надежда есть, то как мне следует
жить? Ясно, что не так, как если бы я умирал вместе с моим Телом! Но как? Над этим
надо как следует подумать, потому что за время материализма нас приучили жить
лишь сегодняшним днем и без надежды. Более того, и не думая! А чего думать,
когда классики за тебя уже почти обо всем подумали! Значит, если мне предстоит
подумать, то не помешает еще и уметь думать, а для этого надо знать, что это
такое!
И так набираются предварительные дела и
вопросы, которые складываются в целую лестницу движения к себе. Если только
Душа есть, и с нею есть Надежда, наука о Душе складывается сама собою! Начну по
порядку прямо оттуда, где я есть.
Я — русский человек! Что это такое? Я уже
определил для себя, что это — часть моей культуры. Но что значит русский? Мне
не на что и не на кого опереться в этом вопросе, кроме тех мыслящих людей,
которые уже думали об этом, и думали понятным мне образом.
Что значит понятным образом? Россия — страна
Западная. Значит, так, как принято на Западе. Конечно, вопрос о том, Россия —
страна Западная или Восточная, или у нее Особый путь, может обсуждаться. Об
этом можно спорить и спорили уже немало. Однако я историк и гляжу в прошлое
своей Родины как в некий большой и цельный образ. И что я там вижу?
Если считать, как делают некоторые
метаисторики, что возраст России — 40 тысяч лет, то надо просто идти за тем,
кому доверяешь на слово. Доказать это невозможно. Но если хочешь подумать сам,
то опираться придется не на желаемое, а на известное. А известно нам следующее:
описанная предыстория Руси опускается в глубь времен самое большее на полторы
тысячи лет. Истории же государства Русь — чуть больше тысячи, и из них тысяча —
христианская.
Это значит, что почти всю свою осознанную
историю Русские стремились стать людьми западными по культуре. Особенно
последние три столетия. Конечно, можно усмотреть некоторую «восточность» в том,
что мы предпочитали Православие Католицизму. Но разница тут весьма и весьма
условна — это «восточность» в рамках выбора между Западным Римом и Восточным
Римом — между Италией и Грецией.
Конечно, они отличаются. В какой-то мере. Но
не больше, чем если считать нас Востоком Запада. Правда, можно более точно
описать положение и культуру России, если вспомнить такое понятие, как
эллинизм. Эллинизмом называют культуру всех тех стран, которые после походов
Александра Македонского приняли греческую культуру. По сути, все
околосредиземно- морье можио считать эллинистическим миром. Предки русских —
восточные славяне, вероятно, включившие в себя потомков царских скифов
Геродота, исконно входили в число тех народов, варваров, на которых греки
пытались оказать культурное влияние, поскольку были в них заинтересованы.
Гораздо проще вести торговлю с тем, с кем у тебя есть взаимопонимание. В этом
смысле наши предки, скорее всего, начали подвергаться эллинизации очень рано и
окончательно ее завершили с принятием греческой веры в девятом- десятом веках.
Исходя из этого, мы — Запад, хотя и немножко запоздалый.
Можно ли говорить о том, что мы — Восток? Но
что такое Восток с большой буквы? Для меня это — великне культуры Индии и
Китая. Была ли у русских историческая тяга к ним? Никогда. Любопытство — может
быть. Но не более. И сейчас у нас этой тяги или понимания не больше, чем у
среднего американца, как бы мы ни пыжились. Иначе говоря, Русский Восток — это
дело избранных и исключительных.
Правда, можно говорить об Особом пути
России. Это верно. Но в чем он заключается? В самобытности! Что это такое? Мы не
такие, как другие! У нас все не так, все по-своему! Сейчас уже даже добавляют:
все не по-людски! Самобытность, которой гордятся как отличием своих от чужих,
уже несколько веков стала на Руси предметом стыда. Тем не менее, она все-таки
есть.
И опять же, вглядывась в образ Русской
культуры в целом как историк и этнограф, я могу сказать, что самобытность эта
ничем не отличается от самобытности любого другого естественного народа.
Естественного значит для меня — еще не принявшего ни одной всеподчиняющей мировой
религии или идеи, вроде цивилизации. Иными словами, самобытность наша — в той
дохристианской изначальной культуре славян, фино-угров и тюрков, которые
составили русский народ. Но эта очень хитрая наша самобытность оказывается при
таком подходе просто глубинным пластом нашей культуры, называющимся условно
Мифологическим мышлением, на который лег весь этот Запад. Лег как необходимость
выживания народа, который был вынужден изучать этого опасного врага, постоянно
угрожавшего нам порабощением или даже полным истреблением. Хочешь выжить —
должен быть не слабее даже в том, как думаешь!
При таком подходе наше западничество
оказывается самым верхним слоем нашей огромной многоуровневой культуры. И если
я хочу понять себя как русского человека, для того, чтобы добраться до
самобытности моего Мифологического мышления, я вынужден сначала снять верхний
слой, слой Запада во мне. Это как в археологии...
Исторически психология родилась в рамках
классической греческой философии, которая состояла из Физики, Метафизики, Этики, Логики и Психологии.
Физика происходит от греческого слова «Physis (фюзис) — природа, то есть это знания (наукн) о природе. В
слове «физиология» «фюзис» означает тело. Исконно «физикой» занимались так
называемые «натурфилософы» — мыслители, пытавшиеся понять и представить себе,
как устроен Мир.
Этика — это наука о нравах по определению, по сути же, это была
наука о поведении. Наука предписывающая, то есть пытающаяся определить, как
вести себя правильно и отдельному человеку, и всему обществу. Современная
психология открыла ее только в начале этого века: в России — Наукой о
поведении, а в США — Бихевиоризмом — и внезапно поняла, что не может
существовать без этой составляющей. Несмотря на корни, уходящие еще в
мифологическое мышление и первобытное состояние общества, как наука Этика существует после Сократа и Платона. И
существует она всегда как наука о законах скрытого управления обществом.
Метафизика — это наука о первопричинах, философия в современном смысле.
Выделяется в нечто самостоятельное только после Аристотеля.
Логика — как принято считать — наука о правильных способах мышления,
хотя, по сути, создавалась Аристотелем лишь как прикладное пособие по искусству
спора. Тем не менее, за тысячелетия своего существования накопила огромный
описательный материал того, что есть наше мышление. Название дано несколькими
веками позже, сам Аристотель называл это искусство Аналитикой.
Психология — наука о Душе, по названию. Существует тоже после Аристотеля.
И так же обманчива, как и логика. Уже у Аристотеля она тяготеет к
физиопсихологии, как это и закрепляется в современной науке. Иначе говоря, в
извечном споре: Душа или Тело найдено поразительное решение — Душе-Тело!
Оно, конечно, может быть и верным. Возможно,
что все едино, и душа — это всего лишь свойство высокоорганизованного вещества,
Тели, как его называли на Руси. Но тогда надежды нет, и смерть тела — смерть
меня. Даже если это так, я бы хотел исследовать иную возможность. И этому я
готов посвятить жизнь.
Итак, психофизиология, присвоив себе имя
Науки о Душе, пытается доказать, что Души нет. Это парадокс! Мы живем в мире,
где все вывернуто наизнанку да еще и поставлено на голову. И мы привыкли этого
не замечать. Вот это и есть современная Западная культура. Как разобраться в
этом клубке таких привычных жизненных противоречий, которых мой глаз уже не
замечает?
Если приглядеться к современной психологии,
то обнаруживаешь, что создана эта наука, по-видимому, основательно и
последовательно. Начинается она всегда с самого начала — с Восприятия, а заканчивается
самым сложным — какими-нибудь общественными разделами или теорией личности.
Добротно и научно! И что при этом определенно, так это то, что это не случайно!
Это зачем-то так сделано! Скажем, затем, чтоб всяк входящий в психологию,
проникся почтением и оставил надежду!
Вспомните свое первое знакомство с этой
наукой, свой первый учебник. Волшебное слово ПСИХОЛОГИЯ! Ты наконец-то узнаешь все, о том, как себя вести, как
побеждать, почему ты такой, как достичь счастья! Ты влетаешь в него с разгону,
как по раскатанному льду в снежный сугроб, и понимаешь, что прежде, чем
получать ответы, придется долго и нудно рыть — учить восприятие и прочие
«процессы»... И ты или бросил этот свой учебник, или напрягся и прочитал и даже
заставил себя стать психологом. Но ответов так и нет...
Почему? Потому что эта основательность —
кажущаяся. Восприятие и ей подобные темы — самое сложное, что есть в
психофизиологии. Начать с них изложение науки, значит, сразу объявить всем охотникам
за Душой, что они пришли не сюда! И это по-своему честно. Вот только где это
«сюда»? Куда податься тем, кто имеет совсем иной образ понятия «психология»?
Такой науки нет.
Попробуем подумать, а что доступно и понятно
мне как простому человеку, не психологу, и при этом тянет меня в психологию.
Говоря иначе, зачем я обращаюсь к учебнику психологии.
Можно сразу и определенно сказать, что все
эти физиологические хитрости мне напрочь не нужны. Так идет восприятие или
иначе, в один носитель пишется память или в другой, сколько там миллиардов связей
у нейронов мозга — все это любопытно, но не нужно! Не нужно мне, когда жизнь
приперла и зас тавила взять в руки учебник. А что мне нужно? А нужно мне как
раз то, что обычно прячется на задворки академических учебников или в
специальные исследования. Мне нужно знать, почему я такой дурак, почему в
жизни все так погано, как наладить отношения с людьми — и чаще всего любимыми и
из-за этого ненавистными — и как стать умнее и добиться в жизни того, зачем я
пришел!
Иначе говоря, я напрочь не готов, не подготовлен
ни предыдущей жизнью, ни предыдущим образованием к разговору о физиологических
основах и процессах психики. Как, кстати, и к разбору модусов силлогизмов и прочих
заумных выкрутасов так называемой логики! Но зато я с самого детства
воспитывался как потрясающий специалист в межличностных взаимоотношениях, меня
учили и тому, как выживать в обществе, и как занять в нем лучшее из возможных
мест; к тому же я немало и сам думал, как научиться учиться, то есть как не
быть дураком. И для меня психология именно об этом!
И что же получается? Психология, если я
хочу, чтобы написанное мною читалось и понималось людьми, должна
говорить на том языке, на котором люди сталкиваются друг с другом, и изучать, в
первую очередь, то, как они себя ведут в отношении меня, и как мне вести себя,
чтобы не проиграть. Это сразу же повлечет за собой изучение того, как
полагается вести себя в том обществе, где я живу. То есть начало и основание
психологии — это Этика.
Естественно углубляясь, это изучение
неминуемо поведет к изучению той культуры, которая создала правила и
предписания поведения для меня и тех, с кем я общаюсь. А это, судя по всему,
выведет развивающуюся науку на вопрос о том, как рождается культура. Вопрос
этот уже давно решается двояко: культура — это вещи и явления материального
мира, хранящие и несущие в себе определенные образы, или же это сами образы
вещей и явлений, хранящиеся в человеческих умах и памяти. Как бы там ни было,
но следующим неизбежно окажется вопрос о том, как творится человеком культура
и творится, в первую очередь, в уме. Как она творится руками, мы знаем.
И вот только после этого наступает очередь
логики, теории познания и психофизиологии.
Задумывались ли люди о том, что я сейчас
попытался представить себе как более легкий путь изучения психологии? Да,
конечно. И неоднократно. Собственно говоря, становлению подобного подхода к
Науке о Душе и посвящена эта книга. Сейчас он называется
Культурно-исторической психологией.
Парадигма Культурно-исторической психологии
оформилась в том виде, в каком она существует сегодня, благодаря работам
видного американского психолога Майкла Коула. Собственная школа Коула
называется «Культурная психология» (Cultural Psychology), однако, издавая его основную работу с тем же названием,
русские переводчики посчитали возможным изменить название на
«Культурно-историческая психология». Совершенно очевидно, что этим они пытались
подчеркнуть русские корни теории М. Коула.
М. Коул был учеником и стажером у Александра
Лурии, одного из создателей так называемой «Культурно-исторической теории» —
советской психологической школы, возникшей в двадцатых—тридцатых годах. Основателем
ее считается Л. Выготский. Учениками и продолжателями были А. Лу- рия и А
Леонтьев — ведущие советские психологические авторитеты.
М. Коул прямо и с благодарностью признает
советскую культурно-исто- рическую теорию одним из основных источников своей
школы. Но как историк науки он делает фундаментальный обзор всего, что
предшествовало этому подходу, начиная с парадигм Платона и Геродота. В этом впечатляющем
ряду советская культурно-историческая теория оказывается скорее важнейшим
поворотным пупктом в смене мировоззрения самого Коула, чем органической частью
общего процесса развития данной парадигмы. Она явно не учитывается всеми теми
школами культурной антропологии, которые возникают в мире в XX веке. Сама же
она не менее явно игнорирует всех тех своих «предшественников», кто хоть
отдаленно мог быть назван «идеалистом».
Основой культурно-исторической теории
является парадигма марксизма-ленинизма. А если еще и учесть время ее
возникновения, то становится ясно, что выбор источников был вопросом жизни и
смерти для всей теории и ее создателей. Поэтому мы можем лишь пожалеть, что в
число ее «корней» не вошли ни создатель идеи «второй», то есть культурной,
психологии Вильгельм Вуидт, ни русские психологи-идеалисты прошлого века,
такие как Константин Дмитриевич Кавелин, к примеру. Источники советской куль-
турно-исторической теории подчеркнуто наукообразны в ключе общей естественнонаучной
парадигмы, что, на мой взгляд, и явилось причиной ее ограниченности. Знали ли
ее создатели своих русских предшественников, но умолчали о них из соображений
безопасности? Или же они пытались сделать в психологии нечто подобное
Октябрьской революции в политике — разрушить до основания весь старый мир и
создать совершенно независимую ни от каких других корней, кроме марксизма,
школу? Такое тоже вполне возможно, по крайней мере, оно явно и воинственно заявляется
всеми тремя основателями культурно-исторического направления на протяжении
всего их творчества. Всю свою жизнь они — бойцы идеологического фронта. Тем не
менее, по неведению или же из скрытого уважения, не желая порочить, они не
стали «по-марксистски-ленински» критиковать и обошли молчанием имена русских
людей, заложивших основы «второй», культурной психологии задолго до Вупдта. А
ведь не обойти молчанием в советской науке времен сталинизма почти
однозначно означало или возносить или уничтожать. Восстановить эти имена и с ними часть порвавшейся связи
времен — одна из задач истории русской психологии.
Однако, несмотря на явное присутствие в
русской школе психологии времен социализма политического отрицания «буржуазной
науки», был в этой их попытке создать психологию заново и научный смысл. Коул
рассказывает, что долго не мог читать и понимать работы советских психологов
из-за их дискуссий с психологами прошлого. «В конце концов — разве не пришли им
на смену другие теоретики, труды которых изучались в упиверситете?» — так
передает он свое первое впечатление. Понимание приходит позже.
В чем же суть этих дискуссий с устаревшей
уже частью психологической науки? На мой взгляд, в этом выражается
фундаментальный подход русской школы психологии. Заявившись на создание новой
науки, соответствующей «социальному заказу», советские психологи вынуждены были
пойти и на пересмотр основ психологии первой половины XX века. И это было тем
легче и тем вернее сделать, чем очевиднее господствующая психология «не
работала», не была действенной наукой. Следовательно, логичным было сделать
вывод, что ошибочны основы, на которых она строилась. Вот для пересмотра основ
и нужно было как следует понять, из чего же исходили психологи, закладывавшие
начала этой науки.
В подтверждение этой мысли можно привести
рассуждение одного из основателей гештальт-психологии Вольфганга Келера о
состоянии психологии на начало тридцатых годов. Выготский издает его работу,
посвященную опытам над разумным поведением обезьян, в России в 1930 году.
Возможно, эти мысли Келера сделают яснее и задачу, которую я ставил перед
собственным исследованием:
«Опыты, о которых шла речь до сих пор,
представляют совершенно простой и однородный по форме процесс. Но, принимая во
внимание, что опыты, описываемые в следующей главе, носят несколько иной
характер, нам кажется уместным, во избежание обычных возражений, уже заранее
привести некоторые соображения, обосновывающие как смысл, так и реальную
ценность излагаемого здесь материала. Такая предосторожность была бы излишней,
если бы речь шла о фактах высокоразвитой опытной науки, как, например, физики;
в таких науках значение отдельных наблюдений не может быть абсолютно спорным в
течение длительного времени: там есть прочная и ясная система установленного
знания, с которой новое должно так или иначе объединиться. Никто не станет отрицать, что в
области высшей психологии мы еще весьма далеки от такого благоприятного
положения вещей. Вместо обширных и до известной степени обоснованных научных
положений мы встречаем лишь общно разработанные и по своему значению, по
большей части, весьма неточные теории, которые даже самим сторонникам их
нелегко удается удовлетворительно применить во всех деталях к каждому данному
случаю. Между тем, любая из таких теорий непременно претендует на то, что
именно она содержит объяснительный принцип для наиболее широкого круга явлений;
но так как они имеют лишь непрочную связь с конкретным опытом и отличаются
неопределенностью своих положений, бывает чрезвычайно трудно разрешить тот или
иной спор путем установления определенных фактов, тем более, что самый спор
все еще представляет собою почти что борьбу верований. При таком положении
вещей часто случается, что фактические наблюдения теряют свою ценность; все они
слишком индивидуальны, слишком единичны для того, чтобы внимание с самых общих
принципов было перенесено на них на сколько-нибудь длительный срок. В то же
самое время, благодаря неопределенности подобных принципов, с одной стороны, и
трудности произвести действительно надежные наблюдения, с другой, создается
такое положение, при котором интерес к общим положениям преобладает над
интересом к фактам, то при подобных обстоятельствах факты, в конце концов,
начинают казаться лишенными всякой ценности, так как они допускают всякое
объяснение» (Келер, с. 196—197).
Являясь представителем русской школы
психологии, я считаю, что ее подход верен, но вот пересматривать основы надо с самого начала. Психология сегодняшнего дня все еще
не намного действенней психологии тридцатых-сороковых годов нашего века, когда
создавалась культурно-истори- ческая теория. Очевидно, назрело время для того,
чтобы заглянуть в самые истоки психологических понятий, в то время, когда
психология еще была нераздельной органичной частью философии и истории.
Собственно говоря, эта идея принадлежит Майклу Коулу, который заявляет в своей
работе о необходимости исследования парадигм психологии и науки вообще, начиная
с самой древности.
Задачей этой книги я вижу историческое
исследование основных парадигм психологической науки в соответствии с образом,
предложенным Майклом Коулом. В первую очередь, конечно, с точки зрения того,
что та или иная научная теория дала для развития культурной психологии.
Поскольку Коул исходит из того, что психологическая наука сегодняшнего дня
раскололась на две парадигмы, одна из которых, а именно, культурно-историчес-
кая, чрезвычайно близка мне как психологу-прикладнику, я хотел бы дать общее
представление о становлении этой отрасли психологии, ее возможностях и путях
дальнейшего развития. Конечно, хотелось бы подробнее рассказать и о судьбе этого
направления в России, но это слишком объемная тема, которой надо посвящать
отдельное исследование.
К сказанному можно добавить еще несколько
слов о том, почему я избрал работу Коула за основу своего исследования. Помимо
чисто научного предрасположения к самому направлению, надо сказать, что, на мой
взгляд, мысли М. Коула, высказанные в этой работе, имеют значение не только для
науки, как таковой. Постановка вопроса о способах развития науки — это
постановка вопроса о путях развития человечества. Возможно, сам ход развития
психологии и человеческой мысли таков, что естественнонаучной и культурной
парадигмам психологии приходится бороться, погибать и возрождаться заново
самостоятельно даже в отрицающих их формациях. Но очень возможно, что
сопоставление этих двух парадигм выявит какую-то методологическую ошибку,
определяющую так много обсуждаемый сейчас «кризис» психологии, а может быть, и
всей науки. Во всяком случае я вполне разделяю мнение, ставшее почти расхожим в
наше время: «По всей видимости, мифологическое мышление и его продукт —
коллективные представления — не исчезли при наступлении цивилизации и научного
мышления. “Наука основывается на верованиях”, — говорил Аристотель. И это
справедливо: значительную часть (а не только аксиомы) современных научных знаний
мы принимаем на веру и никогда не испытываем желания и не имеем возможности
усомниться, проверить, обнаружить противоречивости в них. Только школьники,
студенты иногда обнаруживают такие противоречия. Но чаще всего это противоречия
разных теорий: житейских представлений и научного взгляда.
Обнаруживая в мифологическом мышлении,
житейских представлениях, в картинах мира “здравого смысла” (и т. п.)
антропоморфизм, эгоцентризм, противоречия, мы забываем, что и признаваемая
ныне наука в своей истории тоже обнаруживает эти грехи, а наши потомки,
вероятно, увидят то же самое в нынешних самых передовых теориях» (Корнилов,
Мехтиханова, с. 97).
В заключение хочется добавить, что
культурно-историческая психология является прикладной наукой по своему
происхождению. Она рождается из осмысления полевых кросс-культурных и
этнопсихологических исследований. Однако задача фундаментального исследования
основ культурно-исторического подхода делает необходимым выделение в ее рамках
такой дисциплины как общая
культурно-историческая (КИ) психология, то есть наука об общих закономерностях
культурно-исторического мышления и об истории развития этого мышления внутри
других культурно-исторических дисциплин.
А. Шевцов
Комментариев нет:
Отправить комментарий