Я закончил Московский Авиационный институт, но до сих пор не знаю
почему самолёты летают и крыльями не машут...
М.Н.Задорнов
Институт самолётных наук
Есть вузы-легенды, где побывать приятно, а вспоминать не стыдно. Будет что посоветовать своему подрастающему поколению, которое ещё не определилась с выбором будущей профессии. Да и интересно, что уж скрывать! МАИ - уникальный вуз, пропустить экскурсию туда я не мог, даже взял отпуск на работе на полдня за свой счёт.
В Омском политехе, где я имел неосторожность учится, был факультет летательных аппаратов (правда, на рубеже 90-ых, по мере рассекречивания, как только потом его не переименовывали! последний вариант, по-моему, факультет ракетно-космической техники). Там учились две моих одноклассницы. Чему их там учили они скрывали, им даже учебники из помещения кафедры запрещали выносить. С той поры столько лет прошло (одна из этих одноклассниц давно живёт в Германии), но любопытство моё осталось.
История МАИ берёт своё начало в 1930 году, когда училище по летному направлению отпочковалось от Бауманки. Есть даже генеалогическое древо, показывающее всех предков и потомков вуза.
Последнее изменение произошло совсем недавно, к МАИ присоединили МАТИ-РГТУ имени Циолковского, который специализируется на создании материалов и технологий для летательных аппаратов. Теперь МАИ имеет полный жизненный цикл по конструированию и созданию новейших образцов воздушной и космической техники.
Теперь в МАИ есть своё материаловедение. Есть в этой науке области, в которых Россия впереди планеты всей. Например, в работе над титановыми сплавами. Один из них - нитинол, сплав титана и никеля, был изобретен (как обычно случайно - в результате неудачного эксперимента) американцами, но добиться серьезных результатов при работе с ним смогли пока только наши ученые.
Нитинол обладает многими замечательными свойствами, помимо коррозийной устойчивости и прочности. Он может при охлаждении принимать любую форму, но если его нагреть, то материал "вспоминает" своё первоначальное состояние и возвращается в него. Это свойство используется не только в самолетостроении, но и получило широкое распространение в медицине. Скобы для костей при операции внутри грудной клетки, импланты для позвоночника, даже брекеты - нитинол для этого подходит идеально.
Все крупнейшие мировые производители, те же Боинг и Айрбас, все зависят от поставки титановых изделий из России. В последнее время активизировался Китай, у них уже больше заводов, чем у нас. Но вот с сертификацией их продукции есть проблемы. Не дотягивают они по надежности до наших образцов. Есть у нас пока и научный задел, и технологический потенциал.
Радует то, что вуз не стоит на месте, конкуренция ведь в отрасли растёт. Вон американцы, уже посадили обратно вторую ступень ракетоносителя, чем ответят наши?
Но качество студенческих работ обнадеживает. Вот этот квадрокоптер может летать даже в лесу.
Кстати, каждый студент МАИ должен собрать действующую модель самолёта, полетать за штурвалом и спрыгнуть с парашюта.
22 выпускника МАИ стали лётчиками-космонавтами. Никакой другой вуз в мире не может похвастаться таким числом.
Даже первый украинский астронавт учился тут. Ему удалось слетать не только в космос, но и в будущее, судя по фотографии флага за правой спиной.
Поэтому, неудивительно, что этот флаг тоже побывал в космосе. Проверяется это просто, достаточно поднести к нему счетчик Гейгера. Я поднёс смартфон, чтобы сфотографировать - девайс заглючил.
Знаменитый "поплавок". Только у МГУ и у МАИ он имеет оригинальное исполнение и материал. Дизайн знака разработан здесь же.
Музей МАИ это то место, куда бы я сходил ещё раз, но чтобы без регламентного ограничения по времени. Экспонаты тут собраны просто уникальные. Фанатам самолётов и ракет категорически рекомендую.
Ещё один любопытный факт. МАИ во время войны был эвакуирован в Алма-Ату. Там же проходил лечение после ранения на фронте Михаил Калашников. Чтобы не терять времени зря, Калашников экспериментировал в лабораториях института. И именно там придумал первый прообраз современного АК.
Один из первых и древнейших летательных аппаратов - ступа.
Автор строк "Там чудеса, там леший бродит..." тоже тут и тоже связан с МАИ.
Как-то нечаянно вспомнился анекдот.
- дайте мне книгу про лётчиков
- какую?
- АС Пушкин
Всегда догадывался, что это тоже выпускники МАИ :)
Ещё одно замечательное место в МАИ - ЦУП, центр управления полётов. Чтобы добраться до него, мы доехали на лифте до самого верхнего этажа и ещё три этаже вверх прошли пешком. Я давно не бывал так близко к космосу.
МАИ с 70-ых годов запускает свои мини-спутники. Раньше это делалось просто: их выбрасывали с орбитальной станции через мусорный отсек. Поэтому форма спутника соответствовала космическому мусорному контейнеру.
Но после начала совместных полётов с американцами нам поменяли шапку-ушанку на шлем от выбросов отходов пришлось отказаться. Наши заокеанские партнеры всерьез опасались, что облетев вокруг Земли, станция может столкнуться со своим же мусорным мешком.
Поэтому сейчас весь мусор накапливают в грузовом отсеке, который регулярно затапливают в водах Тихого океана. Надеюсь, что упаковка герметична и на станции не пахнет.
Как обычно, с вами был лучший космо-блогер России
Комментариев нет:
Отправить комментарий